Су Ши: С покорностью принимать судьбу
Есть китайское изречение: «Судьбу человека решает Бог». Но молодые люди часто стремятся изменить свою судьбу, а потом по мере развития событий задаются вопросом, почему жизнь, похоже, выходит из-под контроля. В традиционной китайской культуре люди верили в уважение Богов, знание своей судьбы и следование Дао». То есть, в условиях жизненных трудностей и неблагоприятных событий человек должен сохранять решимость стремиться к истине и, таким образом, достичь просветления, следуя пути возвращения к своему истоку.
Одним из таких людей, постигших Дао, был Су Ши (1037–1101 гг.), знаменитый поэт династии Сун (также известен как Су Дунпо), родом из Мэйчжоу (современная провинция Сычуань). Су сдал императорский экзамен на высшую степень с лучшим результатом. Спустя некоторое время он был назначен на должность императорского секретаря, затем министра в Министерстве обрядов, и позже — на другие должности.
Занимая высокие посты, Су был очень объективным и честным, когда его просили дать рекомендации, и ничто не могло остановить его в стремлении служить людям. Кроме того, он с терпением относился к людям, которые ему не нравились и которые иногда становились жертвами политических потрясений.
Понижен в должности и изгнан в Хуанчжоу
В 1079 году кто-то донёс императору Шэнь-цзуну, что Су критиковал реформы министра Ван Аньши. Несколько чиновников дополнили обвинение, что привело к аресту Су. В то же время нашлось много чиновников, выступивших в защиту невиновности Су и тем самым спасших ему жизнь. Тем не менее, его понизили в должности и отправили служить в Хуанчжоу (современная провинция Хубэй). Живя там, он терпел невзгоды, однако скудость материальных благ дала ему возможность поразмышлять о жизни.
По словам Лэнчжай Ехуа, когда разжалованный Су Ши находился в пути и подъезжал к Юньчжоу, случилось одно интересное событие. Его младшему брату Су Чжэ приснилось, что он встретил трёх монахов: Уцзе, Юньяня и Цуна. Когда на следующий день он рассказал об этом монахам Юньяню и Цуну, те воскликнули, что видели тот же сон. «Интересно, что трём людям мог присниться один и тот же сон», — сказал Су Чжэ.
Когда они встретились с Су Ши и спросили его об этом, Су Ши рассказал: «В возрасте восьми-девяти лет мне приснился сон, что я монах и путешествую по району Шанью. Когда моя мать была беременна, ей приснился монах, который приехал погостить. Этот монах был слеп на один глаз».
«Монах Уцзе был родом из района Шанью, и он был слеп на один глаз, — сказал монах Юньянь. — В последние годы своей жизни он отправился в Гаоань и умер в храме Даюй. Это было около 50 лет назад».
Интересно, что в то время Су было 49 лет. Он описал это событие в стихотворении:
Храм Наньхуа
Когда-то я был монахом в храме
усердно совершенствовался в течение трёх жизненных циклов
Из-за серьёзной ошибки
приход сюда в этой жизни стал моей судьбой
В древние времена человеку часто приходилось совершенствоваться в течение нескольких жизней. Примеров этому было много. Именно во время пребывания в Хуанчжоу Су задумался о жизни и серьёзно изучал буддизм.
Позитивный настрой
В Хуанчжоу Су начал вести очень скромную небогатую жизнь, что было не привычно для него.
Су был порядочным государственным чиновником и никогда не брал взяток. Из-за этого его семье было трудно сводить концы с концами. Чтобы прожить на небольшую месячную зарплату, Су делил её на 30 частей и развешивал на балке в доме. Каждый день он снимал вилами одну часть на дневные расходы, а затем прятал вилы. Позже Су нашёл какой-то пустырь, покрытый колючими кустами и камнями. Его семья расчистила завалы, убрала колючки и превратила это место в сад площадью 50 му (или 8,2 акра). «Все соседи пришли со своими садовыми инструментами, чтобы помочь, потому что знали, что я беден», — написал он.
Помимо работы на земле, Су также путешествовал в соломенных туфлях или на маленькой лодке. Однажды он написал: «Возможно, у человека есть судьба. Даже прокормиться нелегко, а добиться славы или богатства тоже трудно».
С другой стороны, отсутствие материальных благ способствовало духовному преображению Су. Даже в трудных условиях он был способен сохранять позитивный настрой, как показано в следующем стихотворении:
Линь Цзян Сянь
Я продолжал пить по ночам
иногда бодрствуя, а иногда напиваясь
В полночь я возвращался,
слыша, как слуга храпит, подобно громуПостучав в дверь, и не услышав ответа
я стоял с тростью и прислушивался к журчанию воды
Всё в этом мире иллюзорно,
но люди по-прежнему суетятся впустуюНочь была тиха, без ветра
и речная вода спокойна, неподвижна, как зеркало
Я хотел бы поплыть на маленькой лодке
и провести остаток своей жизни на реке так, как мне заблагорассудится.
Согласно учению школы Будды, наше тело — это всего лишь носитель, а наиболее важной частью является душа. Перед лицом невзгод необходимо сохранять спокойствие, чтобы суметь прийти к лучшему пониманию и достичь Просветления.
На горе Лу
Когда в 1084 году Су Ши снова понизили в должности, он отправился из Хуанчжоу (современная провинция Хубэй в Китае) в Жучжоу (современная провинция Хэнань) и, проезжая мимо Цзюцзяна, увидел величественную гору Лу (Лушань). Поднявшись на неё, он написал поэтические строки:
Начертано на стене монастыря Силинь
Если смотреть вдоль — она выглядит как гребень, а сбоку — как вершина,
Издали и вблизи — разной высоты.
Я не ведаю истинного облика горы Лу только потому,
Что сам нахожусь на горе.
Это короткое стихотворение, но его смысл очень глубок. Сталкиваясь в жизни с неопределённостью, мы смотрим на вещи со своей точки зрения, и тогда нам трудно увидеть всю картину. Только избавившись от представлений, человек сможет преодолеть ограничения и обрести более полное понимание.
В эссе «На затерянном плато» Су Ши пишет: «Некоторые люди смотрят на вещи изнутри происходящего, а не снаружи. Разницы в размерах как таковой может и не быть, но человек может казаться высоким и большим, если смотреть изнутри. Когда на меня смотрит тот, кто считает себя высоким и большим, он может счесть меня суетным и ненадёжным. В этом случае трудно сказать, какая сторона лучше».
После невзгод, перенесённых в Хуанчжоу, духовный мир Су Ши достиг нового уровня. Он обнаружил, что всеми вещами в этом мире — высокие они или низкие — надо дорожить.
В стихотворении «Первая ода красным утёсам» Су Ши пишет:
«Между небом и землёй всему предназначено место.
Если что-то не моё, я ничего не смогу взять.
Но, слушая шум ветра над рекой или глядя на луну над утёсом,
мы знаем, что это бесконечно и никуда не исчезнет.
Это безграничный дар Создателя,
и ты и я можем этим наслаждаться».
Его слова демонстрируют смирение перед Богами и благодарность за то, что ты имеешь. Это согласуется с сюжетами традиционных китайских картин, в которых гигантские горы и реки являются главными объектами, а люди показаны маленькими и менее значимыми. Это отражение глубокого уважения к Богам в древние времена. Человек не является главной частью природы. Только Создатель Неба и Земли заслуживает такого уважения.
В «Собрании сочинений Су Ши» слово «Создатель» появляется 59 раз. В одном из своих произведений поэт написал: «Создатель знает, что я хочу вернуться [к истоку своей жизни], и поэтому для меня запланированы болезни и круговорот жизни».
Ещё одно понижение в должности в последние годы
Когда изгнание закончилось, Су Ши в возрасте 57 лет вернулся в Хуанчжоу, и его назначили на должность министра обрядов — самую высокую должность в его карьере. Однако зависть чиновников привела к тому, что два года спустя Су Ши отправили на службу в Хуэйчжоу (современная провинция Гуандун).
В возрасте 63 лет Су Ши сослали в Даньчжоу, ещё более отдалённый сельский район (на территории нынешней провинции Хайнань). Это третье изгнание сопровождалось указом, запрещавшим Су Ши находиться в резиденциях правительственных чиновников, поэтому ему пришлось арендовать жильё у простых людей.
В «Письме учёному Чэну» Су Ши пишет: «Здесь нет мяса для пропитания, нет лекарств от болезней, негде остановиться, нет друзей, которых можно навестить, нет угля зимой и холодной воды летом». Тем не менее в том же письме присутствует жизнеутверждающее начало: «Имея физическое тело, данное мне Создателем, я последую своей судьбе и пойду туда, куда она меня поведёт. Это моё понимание, и, пожалуйста, не беспокойтесь обо мне».
В своей соломенной хижине Су Ши учил местных жителей; и один из них стал первым человеком из этих мест, сдавшим императорский экзамен. Чтобы помочь людям получить свежую воду, он показал, как надо копать колодец. И первый колодец назвали в его честь — «Колодец Дунпо» (Су Ши так же был известен, как Су Дунпо).
За семь лет пребывания Су Ши в Хуэйчжоу, в его семье умерли девять человек. Но он сохранял спокойствие и жизнерадостность, ходил в другие деревни, беседовал с людьми и помогал им лекарствами.
В традиционном конфуцианстве есть поговорка: «Благородный человек остаётся спокойным в бедности, понимает других и знает свою судьбу». Поступая так, человек достигает более высокого уровня нравственности. Этих принципов придерживаются и в других вероучениях в китайской традиционной культуре: в буддизме человек совершенствуется, чтобы стать Просветлённым; в даосизме говорится о возвращении к истоку жизни.
С древних времён в любой культуре человеческий мир считался миром иллюзий. Говорилось, что жизни спустились сюда, переродившись как люди, после своего нравственного падения. Восстанавливая традиционные ценности, сохраняя добродетель и уважая Богов, человечество обретает надежду на лучшее будущее.