fbpx

Фалунь Дафа в мире

Советы Конфуция для поддержания гармоничной семейной жизни

Давайте проведём короткий опрос. Спросите своих друзей, членов семьи или самого себя: «Кто такой Конфуций? Что означает понятие «конфуцианские семейные ценности»? Считаете ли вы их ограничительными и устаревшими?»


Вероятно, большинство из нас приравняют конфуцианские семейные ценности к сыновнему благочестию (孝顺) или своду строгих семейных устоев, что в значительной мере является ошибочным.

Конечно, сыновнее благочестие часто упоминается, и на это делается значительный акцент. Однако учение Конфуция — это не просто дидактическое проповедование послушания родителям или мужьям, что молодому поколению может показаться весьма банальным.

Реальный вопрос: «Как мы на практике должны воплощать эти семейные ценности? Как при различных обстоятельствах проявлять сыновнее благочестие? Как нам уладить сложные отношения между членами семьи?»

«Аналекты» (论语) представляют нам мысли Конфуция об улаживании семейных отношений и многих других вопросах посредством оживлённых бесед между Конфуцием и его учениками.
Интересно, что советы Конфуция разным ученикам по одному и тому же вопросу отличаются, а иногда даже противоположны. Потому что каждый его ученик обладал уникальными качествами — кто-то трудолюбив, кто-то любил полениться, некто импульсивен, а другой нерешительный. Их семейные обстоятельства также отличались.

Таким образом, учение Конфуция можно рассматривать как набор практических советов, к которым мы можем обращаться при возникновении проблем. Конфуций жил в период Чуньцзю (春秋), около 2500 лет назад. Тогда люди тоже испытывали сложности в отношениях между мужем и женой, или родителями и детьми, похожие на наши сегодняшние.

Что лежит в основе хороших отношений между родителями и детьми

Сыновнее благочестие — это, конечно, основа хороших отношений между родителями и детьми. Тем не менее, многие люди связывают его с безоговорочным повиновением родителям и утверждают, что это принцип конфуцианства. На самом деле это не так.

Хорошие отношения между родителями и детьми зависят как от родителей, так и от детей. «Отец привязан к сыну, а сын проявляет послушание отцу (父慈子孝)». По мнению Конфуция, ответственность за хорошую семейную жизнь ложится как на родителя, так и на ребёнка. ‘В «Аналектах» приводится более детальное описание того, как сыну или дочери следует брать на себя ответственность.

Многие ученики Конфуция задавали ему вопросы о сыновних обязанностях. Однажды Цзыюй спросил Конфуция, что значит проявлять сыновнее благочестие. Конфуций ответил:

«В наше время люди считают себя хорошими детьми, если в состоянии прокормить своих родителей. Но они ведь кормят также и своих собак или лошадей. Если не проявлять уважения, то в чём разница между кормлением родителей и кормлением животных?»

Сказанное Конфуцием очень напоминает то, что мы переживаем сейчас. Многие из нас ежемесячно выделяют своим родителям конкретную сумму денег, но делает ли это нас достаточно хорошими детьми?

Однако Конфуций на тот же вопрос своему ученику Цзыся ответил по-другому.
Он сказал:

«Что действительно трудно, так это иметь доброе отношение. Если кто-то при необходимости помогает родителям и кормит их хорошими продуктами [но делает это не по-доброму], можно ли его считать хорошим сыном или дочерью?»

Цзэнцань обратился к Конфуцию с вопросом:

«Нужно ли, чтобы быть благочестивым, всегда следовать указаниям родителей, чтобы доставить им радость?»

Конфуций объяснил:

«Если сын осмеливается перечить отцу, бранящему его за проступок, тогда прав будет отец».

Родители должны учить детей отличать добро от зла

В то время как азиатские родители обычно поступают по сложившемуся стереотипу и со всей авторитетностью, нравоучительно прививая своим отпрыскам духовные жизненные ценности, западный подход заключается в предоставлении детям большей свободы.

Существует также распространённое мнение о том, что родители должны позволить своим детям делать собственные выводы и формировать личное понимание о нравственности. Хотя звучит это совсем неплохо — дать детям возможность самим прийти к пониманию, однако родительская обязанность как раз состоит в том, чтобы научить детей отличать правильное от неправильного.
Когда ребёнок плохо себя ведёт, мы склонны винить в этом его родителей, которые плохо выполняют свой долг и не научили своё дитя хорошему поведению.

«Классика трёх иероглифов» (三字经), написанная конфуцианским учёным Ван Инлином во времена династии Сун, предлагает нам некоторые интересные взгляды на образование ребёнка. Этот текст предназначался для обучения маленьких детей и служил первым пособием по обучению ребёнка на дому до конца 1800-х годов.

В самом начале автор рассуждает о том, почему так важно дать ребёнку образование (перевод Герберта Аллена Джайлза в 1900 году):

«Мужчины при рождении изначально хорошие. Их сущности во многом похожи, но привычки они приобретают совершенно разные. Если по глупости не дать им образования, сущность испортится». 人之初,性本善。性相近,習相遠。苟不教,性乃遷。

В тексте также есть знаменитая фраза:

«Лишь прокормить, не давая образования — это поступок плохого отца (養不教,父之過)».

Ближе к концу сочинения автор формулирует конечную цель образования ребёнка:

«Учись в молодости, чтобы, повзрослев, на деле применять то, чему научился; оказывай влияние на подчинённого; приноси пользу людям внизу (幼而學,壯而行;上致君,下澤民)».

Весь текст полон настолько мирных рассуждений, что создаётся впечатление, как будто добрый старец ненавязчиво подбадривает и вдохновляет собственного внука.

Так что же стало причиной создания «авторитарного» образа азиатских родителей? Вероятно, именно так и передаются эти жизненные ценности. Когда ваш ребёнок делает что-то не так, будете ли вы тратить время и усилия на аргументы, или же на полпути потеряете терпение и просто заставите его принять вашу точку зрения?

Мэйлин Чан, бывшая гонконгская поп-певица, во время интервью в прошлом году поделилась своим подходом к воспитанию детей. Это видео в интернете в короткий срок стало очень популярным. Она не только сама является выпускницей Стэнфордского университета с докторской степенью по образованию, но и все её три сына также учатся в Стэнфорде.

Рассказывая о том, как она относится к своим детям, когда они ведут себя плохо, Чан отмечает, что «лучше всего при воспитании детей чётко объяснить им (что они сделали не так)».

«В моём послужном списке значится разговор со старшим сыном в течение восьми часов», — говорит Чан. — Они (мои сыновья) теперь думают, что это было самое трудное время. Сын сказал: «Было бы легче, если бы ты меня просто ударила. По крайней мере я мог бы быстрее уйти»».

Конфуцианская школа о роли женщин

Необходимо поправить некоторые неверные представления о том, что конфуцианская школа говорит о женщинах. Многие обвиняют конфуцианство в том, что оно подрывает женское достоинство, и этот вопрос довольно часто поднимается в научных дебатах, особенно в отношении Кореи.

Опять же, это ещё одно ошибочное понимание, будто конфуцианство ставит женщин в более низкое положение, чем мужчин. Такое впечатление очень часто создаётся в результате цитирования вырванных из контекста слов из конфуцианской классики.

Примером может служить фраза «трёхкратно следовать» или «трёхкратно повиноваться», которая часто переводится как «женщина должна повиноваться своему отцу, когда она не замужем, своему мужу, когда она замужем, и своему сыну, когда её муж умер (婦人有三從之義,無專用之道。故未嫁從父,即嫁從夫,夫死從子)».

Это «трёхкратно повиноваться» действовало на нервы многим, особенно феминисткам. Эту фразу часто цитируют в качестве доказательства того, что конфуцианская школа ставит женщин в семье в подчинённое мужчинам положение.

Однако это высказывание впервые появилось в главе «Книги этикета и церемониала», в которой описываются требования к траурному одеянию (儀禮•喪服•子夏傳). Если «трёхкратно повиноваться» означает, что женщины всегда должны повиноваться мужчинам, то почему о нём упоминается в этой главе?

Кроме того, в истории известно очень мало случаев, когда матери-одиночки подчинялись своим сыновьям. Напротив, существует множество примеров сыновей, включая императоров, которые были преисполнены сыновнего благочестия по отношению к своим матерям-одиночкам.

В древние времена, отдавая дань уважения умершим, китайцы следовали своду подробных и сложных правил и соответствующему этикету. Траурная одежда будет отличаться в зависимости от отношений между конкретным человеком и умершим — даже количество лет, в течение которых следует носить такое одеяние, также будет отличаться. Отношения между женщиной и покойным менялись в зависимости от того, был ли усопший со стороны её отца или её мужа.
Учитывая это, более подходящей интерпретацией было бы следующее: незамужняя женщина должна соблюдать этикет по отношению к её отцу; замужняя женщина должна следовать за своим мужем; одинокая мать должна следовать за своим сыном — это и есть «трёхкратно следовать».

Существует множество других примеров неверно истолкованных цитат из конфуцианской классики. Однако чаще всего неверно истолковывается именно «трёхкратно следовать».

Гармоничная семья начинается с налаженных супружеских отношений

Слаженные супружеские отношения считались основой гармоничного общественного строя. В своих комментариях к «Книге Перемен» (易经) Конфуций отмечает важность супружеских отношений:

«Только при наличии мужчин и женщин могут существовать мужья и жёны. Впоследствии появятся отношения между родителями и детьми. А затем могут быть (должным образом) установлены и отношения между монархом и его подданными. Отныне может быть установлена связь между верхами и низами. Только тогда будет соблюдена (людьми с различным социальным положением) этика (этикет). Поэтому супружеские взаимоотношения должны быть прочно установлены». 有男女,然后有夫妇;有夫妇,然后有父子:有父子,然后有君臣;有君臣,然后有上下;有上下,然后礼义有所错。夫妇之道不可不久也。

Здесь «верха» необязательно выше, а «низы» необязательно ниже. Точно так же, как нельзя заявить, что ладонь выше или ниже тыльной стороны руки.

Традиционно женщины обычно не являются кормильцами своих семей, но они играют не менее важную роль в поддержке своих мужей, управляя семьёй и воспитывая детей.

Однако в наше время традиционные семейные устои часто подвергаются критике за то, что они не позволяют женщинам вести более осмысленную жизнь и выходить на рынок труда, чтобы конкурировать там наравне с мужчинами.

Хотя принуждение женщин оставаться дома и отказаться от своей карьеры лишает их свободы выбора, небезопасно считать управление семьи бессмысленным.

Дун Чжуншу, учёный во времена династии Хань, предложил следующее:

«Муж должен подавать пример жене. Если муж не ведёт себя праведно, жена может снова выйти замуж. Между тем жена должна оказывать поддержку своему мужу. Если жена не добродетельна, муж может развестись с ней (夫為妻綱,夫不正,妻可改嫁。妻為夫助,妻不賢,夫則休之)».

На самом деле конфуцианская школа считает мужа и жену одинаковыми по важности, каждый из них должен играть свою роль в построении успешного брака.

Может показаться странным, что Дун Чжуншу упомянул о разводе. Неужели люди в прошлом с лёгкостью разводились?

На самом деле лишь в одиночных случаях «прошение о разводе» могло быть удовлетворено. К таким случаям относились прелюбодеяния или кражи. Такие доводы, как «обе стороны больше не испытывают друг к другу никаких чувств», не принимались во внимание.

Чтобы женщины не стали жертвами лёгкого развода, во времена правления династии Тан эти случаи были прописаны в законе.

Кроме того, считалось неэтичным бросать жену, если у неё не было других членов семьи, или она соблюдала трёхлетний траур по своим родителям, или была вместе с мужем, когда тот испытывал финансовые трудности, даже если потом он разбогател.

От семьи к обществу

Разумеется, конфуцианская школа для каждого человека установила нормы морали.

Отец — любящий, сын — испытывающий сыновнее благочестие; старший брат — заботящийся; младший брат относится с уважением к старшему; муж ведёт себя праведно; жена готова следовать за мужем (父慈,子孝,兄良,弟悌,夫义,妇听).

Если бы каждый человек вёл себя соответственным образом, в семьях царили бы мир да счастье. При наличии в семьях хороших взаимоотношений возможно сформировать здоровое и жизнедеятельное общество.

Монарх будет любить свой народ и заботиться о нём, а подчинённые будут лояльны к такому монарху (君仁臣忠). Члены общества будут относиться к своим друзьям, как к родным братьям и сёстрам. Это будет почти идеальное общество для жизни.

Более того, если каждое общество и каждая нация будут такими, то не будет войн, и люди смогут воистину наслаждаться мирной жизнью.

При таких обстоятельствах можно только приветствовать советы Конфуция — ведь у него был грандиозный замысел управлять народом, наставляя каждого отдельного человека поддерживать общечеловеческие ценности и нравственность.

Автор: Синди Лью

Источник: epochtimes.today


Уважаемые читатели! Мы в социальных сетях:

https://telegram.me/yuanmingrussia   — телеграмм канал

https://www.facebook.com/yuanmingrussia/ — Фейсбук

https://vk.com/public194201714   — Вконтакте

https://ok.ru/group/57355097604114 — Одноклассники

https://www.youtube.com/channel/UC9TvY1tB-KYMZIvQeROsnqA   — YouTube

https://zen.yandex.ru/id/5ec826d987eb5a1725e23a02   — канал Яндекс Дзен

https://twitter.com/yuanmingru  — Твиттер

Ждём вас!

 

 

  • Мы в соцсетях

    мы в телеграм мы в ВКонтакте Одноклассники Мы в Youtube
  • Почему существует человечество? Почему творец хочет спасти всех живых существ
  • Фалунь Дафа семинар Шень Юнь
  • Остановить убийства людей ради их органов
  • Популярное

    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic