Как 10-тысячной армии Лю Сю удалось победить 420-тысячную армию Ван Мана
Предсказание внезапного и стремительного появления новой династии Ван Мана
«Песнь о десяти тысячах лет Неба и земли» — это очень древнее китайское пророчество, которое, как говорят, было написано Цзян Цзыя Тай-гун («старейшина», «почтенный старец») во времена династии Чжоу. Шесть из 110 строк являются метафорами «середины династии Хань», и только когда пришло время, мы понимаем, что так называемая «середина династии Хань» относится к бурному взлёту и падению правления императора Ван Мана.
Ван Ман был странным человеком. Он создал очень короткую империю «Новую династию Синь», длившуюся всего четырнадцать лет 9-23 гг., но разделившую 400-летнюю династию Хань на две части — Западную и Восточную Хань. Политика, которую он проводил, была несвоевременной, в народе росло недовольство, что в конце концов привело к падению династии. Возможно это было результатом того, что Ван Ман не имел законного права становиться императором.
Узурпация трона
Путь Ван Мана к власти был гладким, без кровопролития, посредством отречения от власти императора ханьцев. Три условия лежали в основе его восхождения к власти: первое — власть в руках его родственников, второе — его личный имидж, и третье — поддержка многими учёными-конфуцианцами.
Тётя Ван Мана была императрицей Сяоюань, женой императора династии Хань Юань-ди. С 33г. до н. э. по 8 г. фактическая власть сосредоточилась в руках императрицы Сяоюань и её родственников. Ван Фэн, старший брат императрицы Сяоюань, занимал высшие должности в военном ведомстве и в императорском секретариате, благодаря чему родственный клан Вана процветал.
Хотя Ван Ман происходил из семьи Ван, в раннем возрасте он был одинок и беден из-за ранней смерти отца и брата. В молодости Ван Ман был самостоятельным, прилежным и грамотным, ухаживал за матерью и овдовевшей невесткой, воспитывал сирот своего брата, и действовал осторожно и осмотрительно, как настоящий конфуцианец, изучающий Обряды. Он также был «хорош в дипломатии, и служил своим отцам дома». Когда его старший дядя Ван Фэн заболел, он ухаживал за ним несколько месяцев «не раздеваясь», и клан назвал его «почитающим предков». Сыновнее благочестие также было важным условием для получения учёной степени в династии Хань.
На смертном одре Ван Фэн доверил Ван Мана вдовствующей императрице Сяоюань и её сыну, императору Чэн-ди, сделал его Хуанмэньланом (личным телохранителем императора), а позже перевёл в ранг полководца лучников. Впоследствии он получил почётное звание «Стража Жёлтых Ворот». Через несколько лет его дядя маркиз (хоу), младший брат отца, также обратился с письмом ко двору, желая разделить свою вотчину с Ван Маном, а несколько министров и выдающихся учёных также выступили в поддержку Ван Мана, и император Чэн-ди таким образом узнал о добродетельной репутации Ван Мана.
В первый год правления императора Чэн-ди Ван Ман получил титул маркиза (хоу) и переехал в столицу, где служил при Гуанлу дафу (дворцовый советник). Он был очень аккуратен в работе и по мере того, как титулованнее он становился, его скромность становилась всё сильнее. Он часто раздаривал добро своим гостям, так что в семье не оставалось ничего лишнего, и поддерживал многих выдающихся учёных и завёл много друзей среди генералов и министров. Его репутация во дворе и в обществе даже превзошла его дядюшек и двоюродных братьев, так что Бань Гу, который недолюбливал Ван Мана, был вынужден восхвалять его в «Ханьшу» («История Ханьской династии»):
«Ван Ман начинал со своими родственниками, и упорно трудился, чтобы добиться славы. Род отличался сыновней почтительностью, а друзья и наставники — доброжелательностью».
Два императора Ай-ди (7-1 г.до н. э.) и Пин-ди (1 г.до н.э — 6 г. н.э), сменившие императора Чэн-ди династии Хань, были совсем молодыми людьми, их правление было недолгим, что дало Ван Ману возможность воспользоваться ситуацией. Ван Ман поднялся благодаря родственным связям и личной репутации, и стал регентом при восьмилетнем императоре Пин-ди.
После внезапной смерти императора Пин-ди, Ван Ман выбрал в качестве преемника его дальнего родственника, годовалого Лю Ина, которого стали называть Жуцзы Ин («младенец Ин»), однако ему дали титул не «императора», а лишь «наследника престола». Несколько лет спустя Ван Ман решил править самостоятельно. Он объявил об основании «Новой династии Синь».
Реформирование древней системы
Во времена династии Западная Хань «у богатых была тысяча миль плодородной земли, а бедным негде было даже стоять», и разрыв между богатыми и бедными, вызванный аннексией земель влиятельными родами, уже был серьёзной проблемой. Ван Ман хорошо разбирался в «Шестикнижии» (конфуцианский канон, состоявший из «Пятикнижия» и ныне утраченного «Юэ цзина»). Его новая политика была направлена на объединение простых людей и пресечение слияний и поглощений, но, несмотря на благие намерения, они часто приводили к обратным результатам, и в конце концов он полностью отступил, поскольку игнорировал объективные обстоятельства, и не имел продуманного плана.
В 9 году было объявлено о проведении земельной реформы. Внедрялась «колодезная система». Вся земля делилась на равные части, а семьи с избытком земли должны были делиться с другими своими родственниками. Каждая семья получала 1 кв. ли. Эта земля делилась на 9 равных участков. 8 участков принадлежали семьям, а центральный, 9-й («колодец») принадлежал государству, и обрабатывался совместно хозяевами других участков. В казну передавался урожай с 9 участка. Надел получал каждый трудоспособный человек.
Также была запрещена продажа простолюдинов в рабство. Такие действия вызвали недовольство богатых землевладельцев и знати. Против также выступило большинство крестьян, так что многих постигло наказание.
Другой пример: на второй год правления Ван Ман учредил «Шесть приказов по сбору налогов», была введена государственная монополия на производство и продажу соли, алкоголя, железа, чеканки монет, и т. д., налог на пользование горными и водными ресурсами, и «Пять средств выравнивания» (пять кредитных ссуд), всё было отдано под управление имперского двора.
При введении системы «5 цзюнь и 6 гуань», были стабилизированы цены на зерно, ткани, шёлк (закупались в период снижения цен и хранились в специальных хранилищах в пяти главных городах империи). Целью было ограничить монополию власть имущих и эксплуатацию недобросовестных купцов, но поскольку надзиратели сами были богатыми купцами, они вступили в сговор с уездами, чтобы обкрадывать население, сделав указ неудобным для всего народа. Кроме того, частые и хаотичные денежные реформы Ван Мана привели к тому, что «крестьяне и купцы потеряли работу, а продукты и товары были отменены; народ стонал и плакал на площадях и дорогах». Поэтому на третий год своего правления Ван Ман приказал «вернуть все эдикты и указы, которые были неудобны для народа со времени его правления».
Причина поражения
Распад новой династии Ван Мана был связан не только с насильственными реформами, не удовлетворяющими требованиям времени, но и с ежегодными стихийными бедствиями, и нашествием саранчи. В 11 г. произошла природная катастрофа — крупнейшая река Хуанхэ изменила русло на несколько сот километров, что привело к гибели сотен тысяч людей, затоплению полей, разрушению городов и поселков. Это колоссальное бедствие привело к длительному голоду, природные катаклизмы продолжались все оставшиеся годы правления Ван Мана.
Осенью второго года правления императора Пин-ди, саранча распространилась по всей стране. В то время Ван Ман был регентом императора.
На третий год правления «Новой династии Синь» в уезде Хуан появилась саранча.
На пятом году правления в 18 г. в восточной части страны в течение нескольких лет были голод и засуха.
Осенью второго года правления императора Ван Мана «упавший мороз убил бобы, и был большой голод, а также нашествие саранчи в восточной части Гуандун.
На третьем году правления Ван Ман писал:
„Заморозки, саранча, засуха, голод на протяжении нескольких лет, народ изнурён тяготами, переселяется по причине неурожая, становится бездомным, особенно тяжело весной. Вновь саранча пришла с востока, вредители риса заслонили небо, достигли до Чанъаня, проникли во дворец Вэйян. Сотни тысяч беженцев вошли в город…“
Природные и техногенные катастрофы вызвали массовый голод у беженцев, а затем эти голодные люди становились бандитами и разбойниками. Они устраивали бунты и мятежи в разных местах. Поэтому во времена „Новой династии Синь“, повсюду наблюдалась мобилизация войск, и повсеместно можно было увидеть скопления людей и солдат. Против Ван Мана объединились все слои населения: и бедные и богатые, и крестьяне и торговцы, и аристократы. Лю Сю из рода Лю, правящей династии Западная Хань, также собрал войска в Ваньчэне (ныне город Наньян, провинция Хэнань), став в будущем тем, кто стабилизировал хаос в стране, став императором Гуанъу-ди.
Восстановление династии Хань
„Битва при Куньяне“ (23 г.) — одно из знаменитых сражений в истории Китая, в котором малым войском побеждено большее. После этой битвы поражение новой династии Ван Мана было предрешено. С тех пор Гуанъу-ди (Лю Сю) потряс мир, заложив начало расцвета династии. Невероятно, но Лю Сю разгромил армию Ван Мана численностью в 420 000 человек с 10 000 воинами! Что это может быть, если не провидение! Такая сцена, похожая на сказку, действительно была разыграна на земле.
Не только результат был невероятным, но и сама битва была чудом. Согласно Книге „Ханьшу“, когда армия Ван Мана собралась захватить город Куньян, ночью на лагерь Ван Мана упал метеорит; а днём тёмное облако обволокло войско Ван Мана подобно оползню, и оно рассеялось менее чем в футе от земли, в результате все солдаты и офицеры упали на землю. Когда битва подошла к концу, Лю Сю повёл подкрепление и свою добровольческую армию в атаку, и деморализованные войска Ван Мана растоптали друг друга в бегстве, разбросав трупы на сотню миль. В это время в небе бушевал ураганный ветер, разразилась сильная гроза, с крыш летела черепица, дождь лил как из ведра, потоком хлынула вода, и утопила десятки тысяч человек. Что это может быть, если не помощь Бога!
Однако самым уникальным был Лю Сю, будущий император Хань Гуанъу-ди. Если бы он не обладал отвагой и мужеством встретиться лицом к лицу с могущественным войском неприятеля, в дальнейшем не произошло бы чуда и последующей победы.
Пророчество было очень точным.
Говорят, что эта история узурпации Ван Маном династии Хань, и возрождения империи Лю Сю была метафорически описана в „Песне о десяти тысячах лет Неба и земли „, написанной Цзян Тайгуном из династии Чжоу.
В „Песне“ говорится о Золотом мече, который относится к Лю Бану, первому императору династии Хань, который уничтожил множество конкурентов, и основал династию Хань в год Деревянной овцы. Приход Ван Мана к власти в династии был зловещим, он узурпировал императора Пин-ди и изменил название династии. Иероглиф, обозначающий весну, разделен на „белый“ и „вода“, намекая на то, что император Лю Сю Гуанъу-ди, который вывел свою армию из городка Байшуй (в переводе чистая вода) в Наньяне, возродил династию Хань, которая правила страной еще двести лет.
Уважаемые читатели! Не забудьте подписаться, чтобы не пропускать новые публикации.
https://t.me/yuanmingrussia — телеграм канал
https://vk.com/public194201714 — Вконтакте
https://ok.ru/group/57355097604114 — Одноклассники
https://www.youtube.com/channel/UC9TvY1tB-KYMZIvQeROsnqA — YouTube