Был ли Дэнтуцзы похотливым на самом деле? На удивление, этому заблуждению уже более 2000 лет
«Дэнтуцзы» (персонаж поэмы Сун Юя о сексуально одержимых людях), стал синонимом похотливых людей с древних времён. Почему же древние люди называли развратников «登徒子» (дэнтуцзы)?» Чтобы стало понятно, необходимо сначала рассказать о произведении, написанном Сун Юем в эпоху Сражающих царств.
В «Похотливой поэме о Дэнтуцзы» Сун Юя есть такое описание: «У его жены лохматые волосы и скрюченные уши, распухшие губы и кривые зубы. Она была кособокой и хромой, страдала от чесотки и геморроя. Но Дэнтуцзы был ею восхищён и у них было пять сыновей».
В книге есть два главных героя: Сун Юй и Дэнтуцзы. Сун Юй был родом из царства Чу в период Сражающихся царств, умел писать цифу (ритмическую прозу), и, как говорят, был учеником Цюй Юаня, произведения которого «Девять плачей» и «Призыв души» дошли до нас, и они были известны как «Цюй-Сун».
Дэнту — составная фамилия; Цзы — общее мужское имя в древности. Согласно записям, Дэнтуцзы был высокопоставленным чиновником государства Чу в эпоху Сражающих государств. Он также был фаворитом чуского царя Сяна и служил ему при дворе. Однажды Дэнтуцзы оклеветал Сун Юя перед королём Чу Сяном, говоря, что Сун Юй элегантен и красив, красноречив и жаден до женщин и он надеется, что царь не будет впускать его в гарем и выпускать из него.
Услышав это, чуский царь Сян решил проверить сказанное им, и прямо спросил об этом Сун Юя, на что тот ответил: «Ваша милость, моя внешняя красота — природная, красноречие — это заслуга учителя, а что касается сладострастия, это ко мне не относится».
Царь Сян из Чу снова спросил: «Ты говоришь, что равнодушен к красивым женщинам, как тогда объяснишь эту ситуацию? Если твоё пояснение имеет смысл, тогда ладно, в противном случае лучше тебе уйти».
Сун Юй произнёс: «Красавицы в мире не так хороши, как в Чу, а красавицы в Чу не так хороши, как в родном городе Вэйчэн, а красавицы в родном городе Вэйчэн не так хороши, как женщина по соседству на востоке от Вэйчэна. Её фигура не высокая, и не низкая, лицо гладкое и сияющее, брови, как лёгкие перья, кожа белая, талия стройная, а зубы белые и ровные. Её очаровательная улыбка пленила молодых аристократов из Янчэна и вскружила головы многим молодым господам из Сяцай. Однако такая очаровательная красавица, восхищаясь мной, уже три года взбирается на стену и подглядывает за мной, но я до сих пор не согласился завязать с ней отношения».
Сун Юй продолжил: «Что касается Дэнтуцзы, у его жены лохматые волосы и скрюченные уши, распухшие губы и кривые зубы. Она кособока и хромает, страдает от чесотки. Однако Дэнтуцзы от неё без ума и такая уродливая женщина родила от него пятерых детей. Государь, подумайте, кто из нас действительно является похотливым?» Услышав это, царь Чу Сян подумал, что это вполне разумно, решил не возражать и не спорить по данному вопросу.
После того, как Сун Юй записал диалог с царем Чу Сянваном в «Похотливой поэме о Дэнтуцзы», она стала очень популярной, а слово «дэнтуцзы» стало синонимом человека, одержимого похотью. На самом деле, согласно описанию, Дэнтуцзы не совершал никаких непристойных действий по отношению к женщинам и не был развратником, но из-за своего недостойного стремления оклеветать другого человека получил дурную репутацию.