Император в душе должен быть мудрым, а снаружи проявлять глубокое спокойствие и сдержанность
I. Тай-цзун, император династии Тан относился к своим врагам с великодушием и уважением, что подчёркивает его мудрость и умение управлять государством посредством примирения и милосердия, а не только за счёт силы и вражды.
У Тай-цзуна уже в раннем возрасте проявились великие амбиции и устремления. В последние годы правления императора Янди (династия Суй) Доу Цун, брат Доу Гуя, который занимал высокую должность в личной охране, нарушил закон и бежал в Тайюань. Из-за вражды с императором Тай-цзуном в прошлом Доу Цун постоянно боялся, что кто-то его выдаст или донесёт на него.
В то время император Тай-цзун готовился выступить против династии Суй, собирая выдающихся людей отовсюду. Он решил пригласить Доу Цуна к себе домой, позволив ему свободно входить и выходить из его покоев. Доу Цун постепенно успокоился, почувствовав благодарность, глубокое уважение и доверие императора.
(«Цэфу юаньгуй»), «Первоначальная черепаха императорской библиотеки».
2. Доверие подобно Великой Китайской стене
Сун Сяоцзун сказал: «Моё доверие к Вэй Гуну похоже на доверие к Великой Китайской стене. Его нельзя спровоцировать или пошатнуть».
«Цзычжи Тунцзянь» («Всеобщее зерцало, управлению помогающее»)
3. Запрещал называть себя святым
Император Гуанъу из династии Хань на седьмом году со дня основания У издал приказ: «Тот, кто пишет книгу, не должен называть императора святым».
(Книга о поздней династии Хань)
4. Скромность может спасти вас от катастрофы
Император Юань из династии Цзинь однажды предостерег своих сыновей и младших родственников:
«Могущество и изобилие — это то, что очень вредно для управления семьёй. Климат по-прежнему меняется и сменяются четыре времени года. Какими достоинствами мы обладаем, чтобы предотвратить его ухудшение? Только смирение поможет вам избежать катастрофы».
(«Цэфу юаньгуй»), «Первоначальная черепаха императорской библиотеки».
5. Тан Гаоцзу сидел на одном одре (ложе) вместе с министрами
Когда Гаоцзу только взошёл на трон, он обращался со своими поданными, называя их по имени и сидел с министрами на одном ложе.
Лю Вэньцзин советовал императору Гаоцзу династии Тан: «В прошлом император Цзинь Юань однажды сидел со своими придворными. Его министр Ван Дао сказал: «Если солнце и все вещи одинаково высоки и низки, то как они могут купаться в блеске солнца? Теперь, когда вы, как верховный монарх, на равных с придворными, как придворные могут чувствовать себя непринужденно?»
Император ответил: „Однажды император Гуан У-ди из династии Хань спал в одной постели со своим старым другом Янь Цзылинем, и Янь Цзылинь даже надавил ногой на живот Гуан У-ди. Все вы — ветераны, знаменитые министры, родственники и друзья в прошлом. Несмотря на то, что я подчинился судьбе и управляю миром, как я могу забыть о своих корнях?»
(«Цэфу юаньгуй»), «Первоначальная черепаха императорской библиотеки».
6. Тан Тайцзун был смиренным и попросил Кун Иньдэ преподавать «Аналекты Конфуция»
Император Тайцзун из династии Тан спросил Кун Иньдэ, что означают в „Аналектах“ Конфуция эти слова: «Способный сам, он мог учиться у неспособного; обладая широкими знаниями, он мог спрашивать у незнающего»?
Кун Иньдэ пояснил: «Император в душе должен быть мудрым, а снаружи — проявлять глубокое спокойствие и сдержанность. Если, занимая высочайшее положение, человек станет хвастаться своим умом, использовать свои таланты, чтобы принижать других, скрывать свои ошибки и отвергать верные советы, то он окажется изолированным от своих подданных, и будет утрачена связь с нижестоящими».
(„Тан Цзянь“)
7. Шаобо живёт в соломенной хижине, но у каждой семьи есть еда и тепло
Во времена династии Чжоу Шаобо руководил государственными делами в правительстве, и политика процветала. Его жильё же было очень скромным. Чиновник, ответственный за строительство императорского двора, попросил возвести для него хороший дом в Шаоси, однако тот не согласился. Он сказал: «Если из-за моего личного удовольствия будут страдать тысячи семей, это будет противоречить принципам правления предыдущего монарха, короля Чжоу Вэня».
Он часто покидал двор и отправлялся в сельские поселения, чтобы встретиться с простыми жителями, выслушать их мнение, разобраться с различными проблемами. В поездке Шаобо ночевал под открытым небом, в построенном соломенном шалаше под деревом. Увидев это, люди были очень тронуты. Неважно, занимались ли они земледелием или разведением шелкопряда, они поощряли друг друга работать ещё усерднее. Каждый год люди собирали богатый урожай, и каждая семья имела достаток для нормальной и комфортной жизни.
Позже чиновники возгордились и стали расточительными, не заботились о страданиях народа и ввели чрезмерные налоги и сборы, которых было не счесть. Из-за крайней бедности у крестьян не было денег на то, чтобы вовремя заняться сельским хозяйством и разведением шелковичных червей. В результате они упустили подходящее время для этих работ, что привело к неблагоприятным последствиям. Люди часто вспоминали Шаобо и скучали по нему. Поэт решил посетить место под деревом, где жил Шаобо. От нахлынувшего чувства острой тоски, из самой глубины своей души он спел хвалебную песню о своих чувствах к Шаобо.
(„Внешние трактаты на Ши Цзин“, создана Хань Инем в период Западной Хань)