В жизни есть три сокровища, и тот, кто их обретёт, получит пользу
Лао-цзы в «Дао дэ цзине», гл. 67, говорится:
«У меня всегда есть три сокровища, которые я храню и оберегаю: первое — это милосердие, второе — бережливость, третье — не осмеливаться быть впереди других».
Этим Лао-цзы говорит нам, что в жизни есть три принципа, которым необходимо неукоснительно следовать: во-первых, быть сострадательным, во-вторых, быть бережливым и, в-третьих, стараться не соперничать с другими ни в чём. Сострадание, бережливость и скромность — это и принципы поведения, и рецепт взаимоотношений с миром.
I. Сострадание
В 27 томе буддийского трактата «Великая мудрость» говорится:
«Великое милосердие приносит счастье всем живым существам, а великое сострадание облегчает страдания всех живых существ».
На протяжении всей жизни нужно проявлять милосердие и сострадание к людям или вещам. Только при наличии сострадания у вас будут удача, благословение и размеренная жизнь.
В «Сишу Синьюнь» («Новые изречения мира») есть рассказ о том, как Гу Жун, знаменитый учёный династии Западная Цзинь, находясь в Лояне, однажды пришёл на банкет в дом одной семьи. На банкете он заметил, что официант, подающий блюда, голодными глазами смотрит на барбекю в его руке, и он отдал ему кусок жареного мяса.
Гости за столом смеялись над тем, что он потерял свой статус, снизойдя до слуги, на что Гу Жун серьёзно сказал: «Как можно целый день разносить барбекю, не зная его вкуса?»
Позже разразилась война, и Гу Жуна отправился на юг в изгнание. В минуты опасности рядом всегда находился тот, кто ему помогал, и Гу Жун с благодарностью спросил, кто он, и оказалось, что это тот самый слуга, с которым на банкете он поделился своим барбекю.
В жизни нет случайностей. Сострадание, которое вы непреднамеренно оставляете после себя, в конечном счёте вознаградит вас однажды в будущем.
Одни возрождаются к жизни благодаря состраданию, а другие близки к смерти из-за его отсутствия. Вэнь Цзинь, герцог княжества Цзинь (636-628 гг. до н. э.,) один из пяти князей-гегемонов эпохи Чуньцю отправился в княжество Цао во время своего изгнания. Правитель княжества Цао, князь Гун, считал Вэнь Цзиня всего лишь ничтожным принцем и не хотел его принимать, но по совету своих министров нехотя разрешил герцогу и его свите жить в Цао. Он не только не угощал его вином, а наоборот, подсматривал за ним, когда он купался.
Позже, после того как Вэнь Цзинь стал правителем, к странам, которые помогали ему во время изгнания, относились хорошо; в то же время княжество Цао было атаковано династией Цзинь, а Цао Гунгун схвачен живым.
Как говорили в старину, «когда человек творит добро, хотя благословение не пришло, зло уже далеко; когда люди творят зло, хотя беда не пришла, благословение далеко».
Если вы добры, то благословения могут приходить не сразу, но ваши несчастья уже далеко; если же вы постоянно вершите зло, то ваши благословения покинут вас, хотя ваши беды могут не приходить долго.
II. Бережливость
Лю Вэн Дин из династии Цин (1644–1911 гг.) однажды сказал: «Не излишествовать в еде и одежде — не ради достатка и благосостояния». Здесь «не излишествовать» означает бережливость. Все мудрецы были бережливы и культивировали доброту.
Цзи Вэньцзы был дворянином государства Лу в эпоху Весны и Осени. Три поколения его семьи были министрами, семья была знатной, но он всегда считал основой своего существования бережливость и просил членов своей семьи не быть чрезмерно экстравагантными и расточительными.
Если не считать придворных одеяний, в будни он ходил в одежде, сшитой из грубого сукна. Карета, на которой он ездил, была чрезвычайно проста; домашняя еда ничем не отличалась от еды простых людей.
Видя, какой он бережливый, кто-то посоветовал ему:
«Как министр вы очень добродетельны и уважаемы. Каждое ваше слово и поступок представляют государство Лу. Но вы не разрешаете своим наложницам носить шёлковые одежды, не следите за своей внешностью, ездите в такой старой карете, не боитесь, что над вами будут смеяться в других странах? Если вы будете выглядеть лучше, то будет лучше и для вас, и для страны, разве не так?»
Услышав это, Цзи Вэньцзы смущённо улыбнулся, а затем серьёзно сказал:
«Я могу рассчитывать на более почётную одежду и более роскошную карету, но в нашей стране ещё так много людей, которым не хватает еды и одежды, чтобы прикрыть своё тело. Думая об этом, как я могу просто получать удовольствие?»
В «И Цзине»(«Книге перемен») говорится:
«Благородный человек бережлив и добродетелен, поэтому может уберечься от неприятностей».
Цзи Вэньцзы завоевал уважение всех людей своей добродетелью бережливости и экономности. 30 лет он занимал пост чиновника и положил начало поколению бережливых и скромных потомков, которые способствовали реформированию и развитию государства Лу.
Чжугэ Лян в «Книге заповедей» говорит:
«Для благородного мужа воздержание ведёт к воспитанию нравственной целостности, а бережливость воспитывает добродетель».
Добродетельный человек даже в период мира и изобилия всегда имеет обеспокоенное сердце. Ведь он знает, что если будет бережлив в обычные времена, то легко выживет в бедности; если он будет расточителен и скуп во времена изобилия, то умрёт от голода и холода в период упадка.
Излишество и расточительство в малом способны разрушить счастье семьи, а в большом — уничтожить сильную нацию. Все, кто обладает великой мудростью, принимают бережливость как принцип человеческого бытия, чтобы улучшить своё собственное совершенствование.
III. Не смея быть первым в миру
Лао-цзы однажды сказал:
«Вода оказывает пользу всем вещам, но не соперничает ни с одной, наивысшая добродетель — скромность, и отсутствие соперничества позволяет решать сложные проблемы простым способом».
Вода молча питает всё сущее, но не соперничает со всем сущим. Она находится в скромном, нелюбимом всем месте. Она наиболее близка к Дао. Фраза «не смея быть первым в миру» на самом деле говорит о том, что он должен быть подобен текущей воде и иметь смиренный образ мыслей, где бы он ни был.
Ши Фэнь изначально был небольшим чиновником, который служил Гао-цзу — первому императору династии Хань. Благодаря своему уважительному отношению он пользовался доверием и авторитетом у Гао-цзу.
В то время, когда все министры подвергались нападкам со стороны императора за их высокомерие, Ши Фэнь благодаря своей скромности и благоразумию был любим императорами трёх династий: во времена правления императора Вэнь династии Хань он дослужился до ранга советника наследного принца Тайфу и Тайчжун Дафу; а в более позднее время вступления на престол императора Цзина он был причислен к девяти министрам императора.
После возвращения Ши Фэня в родной город, каждый раз, когда он отправлялся к императорскому дворцу, чтобы выразить почтение императору, он склонял голову, проходя через ворота дворца. Если же встречал императорскую карету, то выражал почтение императору, независимо от того, сидел он в ней или нет.
Ши Фэнь не только сам был скромным, но и воспитывал своих детей и внуков по этим принципам. Семья славилась сыновним благочестием, все четыре сына выросли скромными людьми, и все они стали священнослужителями второго тысячелетия.
Даже император Цзин из династии Хань однажды сетовал:
«Ши Фэнь и его четверо сыновей занимали высокие официальные должности до второго тысячелетия, и всё уважение и благосклонность министров были собраны в этой семье».
Несмотря на благополучие семьи, Ши были скромны и никогда ни с кем не спорил, поэтому честь семьи сохранялась на протяжении многих поколений.
В «Шаншу» есть поговорка:
«Гордость приносит ущерб, скромность пожинает свои плоды. Это именно и есть небесное Дао».
Так устроено Небом, что гордые и самодовольные навлекают на себя несчастье, а смиренные и почтительные получают вознаграждение.
Будь то принцы, генералы или простые, по-настоящему умные люди, все поступают скромно и ведут себя сдержанно, потому что понимают, что только скрывая свои способности и оставаясь скромными, дорога в жизни может быть гладкой и безопасной.
Скромность
Лао-цзы сказал:
«Пытаться найти наилучший способ сделать что-либо, но не удаётся сохранить его надолго; удерживать, наполнять, но не хранится долго. Никто не может охранять дворец, полный золота и нефрита; если ты заносчив и богат, то будешь виноват в своих бедах».
Стараясь наполнять до краёв свое благосостояние, лучше остановиться вовремя, чем держать излишек. Держась кичливо (заносчиво) невозможно удержаться долго. Тот, кто набит золотом и нефритом, не сможет сохранить свой тайник; а если он высокомерен из-за своего богатства, то навлечёт на себя беду.
Жестокость и злоба, богатство и высокомерие, а также жажда власти неизбежно приведут к катастрофам. Самая универсальная суть бытия человека и корень поступков — быть сострадательным, бережливым, скромным, а не соперничать с другими, чтобы быть первым.
Поняв эти принципы, вы сможете спокойно двигаться вперёд по жизни и приносить пользу будущим поколениям.
Уважаемые читатели! Не забудьте подписаться, чтобы не пропускать новые публикации.
https://t.me/yuanmingrussia — телеграм канал
https://vk.com/public194201714 — Вконтакте
https://ok.ru/group/57355097604114 — Одноклассники
https://www.youtube.com/channel/UC9TvY1tB-KYMZIvQeROsnqA — YouTube
https://zen.yandex.ru/id/5ec826d987eb5a1725e23a02 — канал Яндекс Дзен