fbpx

Фалунь Дафа в мире

Поливать цветы жизни, проходя через горнило жизни и смерти

«Быть или не быть?» (To be, or not to be?), — шекспировский принц Гамлет перед лицом колоссального давления и выбора произнёс этот знаменитый монолог. На протяжении веков людям часто приходилось размышлять о смысле жизни перед лицом важных поворотных моментов.

Фото: freepik.com

В чём смысл жизни? Человек, живущий обычной жизнью, в которой всё идёт хорошо, может подумать, что это метафизическое и философское утверждение, потому что смерть — дело далёкое. Но для некоторых людей, стоящих перед лицом жизни и смерти, смысл жизни вдруг становится насущным и реальным, как для человека, оказавшегося в тёмном туннеле и жаждущего увидеть луч света или борющегося за глоток кислорода под водой.

В своём клиническом опыте известный эксперт по онкологии и патологии г-н Хино из Университета Дзюнтендо в Японии обнаружил, что когда врачи заявляют, что у больных раком осталось мало времени для жизни, вопрос смысла жизни для них становится чрезвычайно важным.

Помимо мучений и страданий от болезни больного мучает страх смерти, потеря достоинства, тревога, отчаяние и другие эмоции. Их философия о жизни и смерти определяется отношением к семье, дружбе, любви, работе, карьере и тем, как они относятся к смерти и потере смысла в конце своей жизни.

Как говорится, «у врача — сердце родителя», и Хино понял, как сильно страдает духовный мир онкологических больных и как сильно они нуждаются в заботе! В 2008 году он основал первую «Клинику философии рака» в Японии. Благодаря хорошему отклику проект был расширен до кафе, чайных и даже превратился в «Салон философии рака».

В этих местах неизлечимо больные люди временно отказываются от традиционных методов лечения, таких как хирургия, лекарства и химиотерапия, и за чашкой чая вместе с врачами размышляют о фундаментальном вопросе жизни — как встретить смерть. Хино написал книгу о своём опыте и открытиях под названием «Даже если я умру завтра, это не помешает мне полить цветы сегодня».

В этой книге Хино прописывает своим пациентам «разговорную терапию», когда хорошая беседа способна успокоить сердца пациентов и облегчить их тревогу и отчаяние по поводу смерти. Но, прочитав всю книгу, вы не найдёте лёгких и обнадёживающих слов вроде «всё будет хорошо, надежда ещё есть, не думайте об этом слишком много» и т. д.

Автор считает, что в книге, по сути, изложена одна точка зрения: посмотреть на жизнь со стороны смерти и преодоления страха смерти посредством рационального мышления о жизни.

Что это за рецепты? Хино приводит пример двух основных мыслительных дилемм, которые обычно возникают у пациентов. Первый: «Если я неизлечимо болен, есть ли у меня ещё место в обществе и в семье?» Другой вопрос: «Я скоро умру. В чём смысл моей жизни?»

Хино исцеляет эти мыслительные паттерны с помощью «речевой терапии». В названии книги заложена надежда на то, что в процессе столкновения с болезнью и смертью пациенты осознают философию «жизни в настоящем» и «даже если вы умрёте завтра, не забывайте поливать цветок жизни сегодня».

Кажется, что эти предложения похожи на бесплатный и лёгкий куриный суп для души. Но если задуматься всерьёз, это будет нелегко практиковать. Как только это будет пройдено, психологическая опустошённость не только больных раком, но и многих страдающих людей может быть значительно устранена.

«Если бы мне сказали, что завтра наступит конец света, то ещё сегодня я посадил бы дерево», — сказал Мартин Лютер, немецкий священник. Люди часто говорят, что нет ничего важнее жизни, но мысль о том, что есть вещи, которые важнее жизни, поможет прожить счастливую жизнь. Как только человек подумает, что «нет ничего важнее жизни», смерть приобретает негативный оттенок и становится врагом жизни, заставляя человека жить со страхом в сердце.

Китайцы говорят, что «плохая жизнь лучше хорошей смерти», на самом деле древние китайские мудрецы и провидцы этим самым хотели сказать, что смысл жизни определяется ценностью жизни. Наиболее глубокое влияние на китайцев оказал Конфуций, который не дал прямого ответа на вопрос о жизни и смерти, но сказал: «Как можно познать смерть, не познав жизни?»

Однако на вопрос ученика «Что нам делать, если гуманность и жизнь конфликтуют между собой?» Конфуций ответил: «Пожертвуй собой ради гуманности и справедливости». Ему также приписывают слова: «Утром услышал о Дао, вечером можно умереть», что отражает его философское отношение к смерти.

Хино подчеркивал, что некоторые вещи важнее продолжительности жизни, которая на самом деле аналогична отношению к жизни древних китайцев. Эти вещи не являются одинаковыми для всех. Он сказал:

«Откройте своё сердце и познайте свои жизненные обязанности и предназначение. Как только это будет найдено, оно должно быть реализовано до последнего момента жизни. Когда человек теряет цель и смысл своей жизни, он становится слабым. С другой стороны, люди, которые нашли свои цели и миссию в жизни, являются могущественными. Есть вещи, которые можете сделать только вы».

Хино описывает состояние пациента, который после чудесного выздоровления в конце своей жизни понял её значение. Читатели глубоко прочувствовали благие намерения автора. Например, призывая пациентов думать без замешательства, Хино говорил:

«Хотя рак — это страдание в жизни, но это и возможность задуматься о том, как мы живём, задуматься о смысле жизни», «Жизнь полна тягот и мучений, мы все на званом пиру».

Придайте страданию смысл, и вы тоже сможете насладиться праздником жизни. Автор напоминает о метафоре Платона о пещере. В учении Платона об идеальном государстве говорится:

«Человек заперт в глубокой бездонной пещере, неспособной видеть реалии внешнего мира. Что видят люди? Всё, что они могут видеть, — это стену пещеры. По этой стене разгуливают разные существа. Поэтому понимание людьми внешнего мира ограничено восприятием теней, но у них нет осознания истины».

Платон считал, что философия может вывести человека из пещеры в реальный мир снаружи, к истине и мудрости. Выходит, что философия жизни и смерти не является важным направлением в жизни? Люди часто живут чувствами и эмоциями и редко имеют возможность думать о конечных проблемах в жизни. Хино хочет донести до своих пациентов, что при появлении бога смерти вместо того, чтобы впадать в безграничное отчаяние и панику, лучше рассматривать смерть как возможность выбраться из «пещеры» и ясно увидеть свою жизнь.

В книге есть ещё одна фраза, которая тронула автора:

«Я надеюсь, что пациенты поймут, что „быть важнее, чем делать“ (то, чем вы являетесь, важнее того, что вы делаете). Другими словами, когда люди находятся в замешательстве и не знают, что делать, лучше успокоиться и подумать над тем, какой смысл они желают осознать. Найти этот смысл так же важно, как найти корни и ствол дерева среди запутанных ветвей. Так откуда же взялась эта идея?»

«Быть важнее, чем делать» — слова Нитобэ Инадзо, известного японского просветителя, автора знаменитого трактата «Бусидо: Кодекс чести самурая», в котором излагаются основополагающие принципы традиционной японской морали и этики. Хино был большим поклонником Инадзо Нитобэ, и он даже сказал в своей книге: «Река начинается из своего истока, и Инадзо Нитобэ подобен моему источнику».

Книга Инадзо Нитобэ (1862-1933) «Бусидо» (Бусидо: Кодекс чести самурая) оказала огромное влияние на мир. Он стремился выразить в «Бусидо» душу японской нации, а именно дух самурая, который заключает в себе восемь этических норм: справедливость, мужество, любовь, вежливость, честность, честь, верность и сдержанность. Нитобэ Инадзо называет это «духом и движущей силой жизнеспособности Японии, которой она была и является сегодня».

В этом проявляется японский взгляд на жизнь и смерть: жизнь — это ценность, а не её продолжительность. Японцы любят цветение сакуры — она великолепна, когда распускается, и прекрасна, когда увядает. Именно поэтому японцы высоко оценивают «самурая среди людей, сакуру среди цветов». Есть также стихотворение, в котором говорится: «Если вы хотите спросить о душе Ямато, посмотрите на цветение горной сакуры под утренним солнцем».

Поняв это, вы поймёте, что Хино унаследовал смысл фразы: «Быть важнее, чем делать», которую отстаивал Нитобэ Инадзо. «Даже если вы умрёте завтра, не забывайте поливать цветок жизни сегодня» — значение каждого момента и каждой клетки человеческой жизни заключается в человеческом достоинстве и миссии. Благодаря такому глубокому пониманию человек, несомненно, сможет распустить самый прекрасный цветок жизни.


Уважаемые читатели! Не забудьте подписаться, чтобы не пропускать новые публикации.

https://t.me/yuanmingrussia — телеграм канал

https://vk.com/public194201714 — Вконтакте

https://ok.ru/group/57355097604114  — Одноклассники

https://www.youtube.com/channel/UC9TvY1tB-KYMZIvQeROsnqA  — YouTube

https://zen.yandex.ru/id/5ec826d987eb5a1725e23a02 — канал Яндекс Дзен

  • Мы в соцсетях

    мы в телеграм мы в ВКонтакте Одноклассники Мы в Youtube
  • Почему существует человечество? Почему творец хочет спасти всех живых существ
  • Шень Юнь
  • Остановить убийства людей ради их органов
  • Популярное

    pic