fbpx

Фалунь Дафа в России и в мире

Придерживаться «золотой середины»: праведная устремлённость внука Конфуция

Если не брать во внимание полулегендарную японскую императорскую линию, то самую длинную в мире родословную имеет семья китайского просветителя Конфуция. И если бы не старания его потомков, философские достижения Конфуция, возможно, давно канули бы в лету.

Фото: ru.freepik.com

2500 лет назад, живя в разных странах, Конфуций преследовал единственную цель: распространить своё духовное и социальное учение среди знати каждого государства.

К сожалению, несмотря на его бесконечные усилия и странствия, лишь немногие из правителей всерьёз прислушивались к советам Конфуция, продолжая междоусобные сражения и плетение интриг друг против друга.

У Конфуция, чьё китайское имя Кун Цю, был единственный внук, Кун Цзи, в учебниках истории упомянутый как Цзы Сы. Цзы Сы, внук Конфуция, превыше всего ценил искренность и постоянство.

Даже в юном возрасте Цзы Сы был любознателен и разделял тягу деда к духовной истине. Однажды Цзы Сы увидел, что Конфуций сидит в полном одиночестве и время от времени глубоко вздыхает. Он обратился к деду:

«Вы вздыхаете, потому что беспокоитесь, что ваши дети и внуки не смогут продолжить начатое вами дело и способствовать повышению нравственности? Или завидуете мудрости Яо и Шуня [двух легендарных мудрецов-императоров], но не в силах достичь их величия?»

Конфуций ответил: «Дитя, как ты можешь знать о моих стремлениях?»

Внук ответил: «Если отец колет дрова, а сын не складывает их в сарай, то это недостойный сын. Всякий раз, размышляя над этим, я очень усердно учусь, не смея расслабляться ни на минуту, чтобы тоже быть в состоянии понять Путь и помочь в будущем всему миру».

Услышав его речь, Конфуций облегчённо вздохнул: «Мне больше не о чем беспокоиться», — заключил он.

«Искренность — это путь, указанный Небесами»

Цзы Сы прилежно изучал книги мудрецов. Он говорил: «Искренность — это путь, указанный Небесами». Искренность для Цзы-Сы означала «последовательность в действиях».

Однажды ученик Конфуция Мэн-цзы попросил у Цзы Сы совета относительно искренности. Цзы Сы сказал:

«Основой совершенствования тела, семьи, государства и мира является совершенствование нравственности, а ключом к совершенствованию нравственности является искренность. Искренность — это закон Небес, а стремление к искренности — правило человеческого бытия. Ничто другое не способно тронуть человеческие сердца так, как искренность; без искренности невозможно тронуть сердце человека. Благородный человек никогда не обманет своё сердце, и тем более осмотрительным он должен быть, находясь в одиночестве».

Когда государство Вэй находилось в состоянии войны, Цзы Сы рекомендовал Гоу Чэна правителю Вэй в качестве военачальника: «Гоу Чэн очень способный генерал».

Правитель Вэй ответил: «Я знаю. Однако, будучи ещё чиновником, он однажды, собирая налоги, съел два яйца, принадлежащие людям, поэтому я его не задействовал».

Цзы Сы на это возразил:

«У каждого есть сильные стороны, но каждый иногда совершает ошибки, поэтому, если только вы будете правильно направлять и воспитывать его, я верю, что Гоу Чэн изменится. Не игнорируйте его сильные стороны и не отвергайте его».

Правитель Вэй почтительно сказал Цзы Сы: «Я принимаю ваш совет».

Добродетельное и культурное правление

Позже, когда Цзы Сы услышал, что правитель Вэй предложил своим министрам провальный план, а они с ним в один голос согласились, он сказал: «Я вижу, что в настоящее время Вэй действительно следует охарактеризовать так — правитель не похож на правителя, а министры не похожи на министров. Это породит культуру злодеев!»

Когда его спросили, почему он сделал такой вывод, Цзы Сы ответил:

«Правитель настолько самоуверен, что с радостью позволяет другим хвалить его, не разбирая, прав или не прав в этом вопросе, что является высочайшей глупостью. Хвалить, не оценивая, правильно это или нет, даже хуже, чем подхалимство! Как люди могут быть счастливы, когда [такие лидеры] осуществляют подобное правление?! С благодарностью выслушать, когда другие указывают на твои недостатки, — так поступали мудрецы в ответ на критику».

Цзы Сы стремился править страной добродетельно, высоко ставя культурные ценности, его решимость была непоколебима в любых обстоятельствах. Свои личные дела он отложил в сторону и с осуждением относился к вредоносным поступкам правителей, сражавшихся ради власти и денег и преследующих слабых, принося таким образом страдания народу и подрывая Путь.

Однажды Ху Му Бао, уроженец Лу, посоветовал Цзы Сы более реалистично относиться к окружающему миру и не быть столь нравственным в любой ситуации.

Цзы Сы на это ответил:

«Меня беспокоит лишь то, что моя философия и нравственные наставления недостаточно действенны. Я хочу быть принятым обществом, чтобы идти путём доброты и добродетели; но если я отвернусь от своих устремлений и пути Небес ради того, чтобы быть принятым обществом, тогда что стоящего я сделаю в этом мире? Это было бы грехом, поэтому я никогда не изменю праведности, к которой стремлюсь».

Настоящее богатство и истинное благородство

Цзы Сы путешествовал по странам и проповедовал нравственные принципы. Его уважали многие правители и любил народ. Правитель Му из Лу попросил его стать премьер-министром страны, но Цзы Сы вежливо отказался, желая посвятить себя просветительству. Хотя Цзы Си всю жизнь провёл в бедности, он верил, что смысл богатства и благородства заключается в следующем: не просить милостыню у других — это значит быть богатым; не унижаться — значит быть благородным.

Поэтому, если кто-то не просит милостыню и не унижается, то такого человека можно считать богатым и благородным. Предложение правителя он посчитал лестным и достойным для того, кто стремится к славе, но отметил, что для того, чтобы привлечь действительно превосходного человека, высокого положения и щедрой оплаты недостаточно.

Портрет Конфуция, гравюра западного художника. (Image: Public Domain)

Цзэн Шэнь, сын Цзэн Цзы, однажды спросил его: «Ты стремишься достичь Пути или отстаиваешь свои стремления за счёт бедности?»

Цзы Сы ответил:

«Я хотел бы видеть, как распространяется Путь. В нынешнем хаосе это самое подходящее время. Лучше стоять на своём стремлении быть бедным, чем пригибаться, чтобы стать богатым и могущественным. Если вы склоняетесь перед другими, то они будут вас контролировать, но если вы стоите на Пути, то не упустили возможности жить в соответствии с ним».

По словам самого Цзы Сы, он считал своей задачей возрождение нравственности. Если для обретения богатства и процветания надо быть аморальным, то надёжнее было бы держаться нравственных устоев, оставаясь бедным и смиренным, чтобы не быть в подчинении у других и сохранить достоинство.

Он также говорил: «Путь не следует покидать ни на мгновение, иначе это не Путь». В выборе между «Путём» (道) и «направлением» (勢) Цзы Сы проявил высокую моральную устойчивость истинного мудреца.

В общении с людьми он строго придерживался правил этикета и нравственных норм. Он был последователем Конфуция, затем Мэн-Цзы. Цзы Сы является автором классического конфуцианского труда «Серединный путь», оказавшего большое влияние на последующие поколения.

Автор: Люси Кроуфорд

Источник: visiontimes.com


Уважаемые читатели! Мы в социальных сетях:

https://telegram.me/yuanmingrussia   — телеграмм канал

https://www.facebook.com/yuanmingrussia/ — Фейсбук

https://vk.com/public194201714   — Вконтакте

https://ok.ru/group/57355097604114 — Одноклассники

https://www.youtube.com/channel/UC9TvY1tB-KYMZIvQeROsnqA   — YouTube

https://zen.yandex.ru/id/5ec826d987eb5a1725e23a02   — канал Яндекс Дзен

https://twitter.com/yuanmingru  — Твиттер

Ждём вас!

  • Фалунь Дафа семинар
  • Остановить убийства людей ради их органов
  • Популярное

    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic