Как эпидемия разрушила великую державу: никто не сможет избежать Божественного замысла
В древности Афины были экономическим, культурным и технологическим центром Средиземного моря. Его мощь и влияние были так велики, что их невозможно было сравнить с чем-либо ещё. Но этот город-государство, который так и не удалось завоевать спартанским воинам, распался сам по себе из-за сильной чумы.
Смертельная чума поразила Афины
Во второй половине V века до нашей эры два города-государства, Афины и Спарта, начали Пелопоннесскую войну за гегемонию над греческим миром.
На второй год войны (430 год до н. э.), когда спартанская армия приближалась к Афинам, они внезапно заметили множество свежих могил за городом. Оказалось, что внутри Афин свирепствовала смертельная эпидемия. Удивлённый король Спарта поспешил отдать приказ об отступлении. Никто — ни союзники Афин, ни их враги — не решались приблизиться к городу, охваченному чумой.
Началось с того, что в порту Пирей возле Афин трое одновременно заболели загадочной болезнью: сначала у них поднялась высокая температура, затем произошло серьёзное воспаление горла, потом началась постоянная диарея, отчего они очень быстро скончались.
Через некоторое время в том же районе ещё 11 человек умерли от этой болезни. У некоторых началась гангрена на конечностях. Поражённые участки кожи изменили цвет с тёмно-красного на чёрный и начали разлагаться, при этом от их тела исходил зловонный запах. Это был мучительный процесс, в ходе которого больной видел, как его тело постепенно разрушалось и до самой смерти находился в полном сознании.
У некоторых больных не было высокой температуры, но они постоянно страдали от невыносимого жара в теле, из-за чего не могли терпеть соприкосновения ни с какой одеждой. Даже самые тонкие и дышащие льняные простыни причиняли им огромные страдания, и они стремились полностью обнажить свои тела.
Их мучила нестерпимая жажда и им хотелось погрузиться в холодную воду. Если тот, кто ухаживал за ними, проявлял малейшую невнимательность, изнемогающие от жажды пациенты инстинктивно прыгали в бассейн и жадно пили холодную воду. Однако сколько бы они ни пили, не могли утолить жажду. Помимо этого, они были лишены отдыха и сна и очень страдали.
Люди боялись ухаживать за больными, а также навещать родных и близких. Большое количество больных умирало, потому что о них не заботились, но и те, о ком хорошо заботились, тоже умирали. Многие семьи в Афинах были брошены.
Каждый день люди умирали, как овцы. Тела умерших складывали, а те, кто был ещё жив, валялись на улицах или собирались у водоёмов, изо всех сил пытаясь утолить свою жажду. Беженцы из сельских районов Афин были вынуждены ночевать в храме. Вскоре умершие смешались с умирающими, заполнив храм.
Тела валялись повсюду, их никто не хоронил, не было никаких траурных церемоний. Птицы и звери, поедавшие труп, тоже быстро умирали, поэтому даже они избегали трупов. Хищные птицы исчезли без следа, не оставив признаков своего присутствия. Город был опустошён, сельская местность заброшена. Горы многочисленных трупов покрыли каждый уголок Афин.
В городе Афины было много философов, учёных, поэтов и художников, но перед лицом эпидемии все знания, умения и богатства человечества оказались бесполезны. Всевозможные лекарства, прописанные врачами, не могли излечить больных. В конце концов доктора тоже умирали от инфекции.
Около трети населения умерло
Когда храмы, куда люди обращались за укрытием, оказались завалены трупами, начался поворот в сознании людей — те, кто не был твёрдо убеждён в вере, начали отступать от Бога, а божественная и гражданская власть перестали иметь влияние на граждан. Чтобы защитить себя, люди нарушали человеческие принципы и совершали преступления открыто и беспринципно. В городе процветало воровство, убийство и грабежи.
Перед лицом эпидемии не существует разницы между богатыми и бедными — все умирают одинаково. Бедняки грабили имущество богачей, но богатство не имело никакой ценности. Даже если у человека много золота, он не может унести его с собой после смерти. Никто не знал, не станет ли он завтра следующей жертвой, лежащей на земле.
Паника и отчаяние сделали культ моментального удовлетворения модным течением. Живые решили быстро потратить деньги, безумно стремясь к чувственным удовольствиям, чтобы притупить свои чувства и убежать от страха перед реальностью. В результате появилась ужасающая сцена в цивилизованных городах, где с одной стороны лежат трупы, а с другой — живые люди, предающиеся удовольствиям, живущие, словно в дурмане, не замечали окружающего ужаса.
Смерть разрушила последний психологический барьер афинян, и этот великий город, который не смогли завоевать спартанские воины, был уничтожен чумой, после чего Афины сами по себе пришли в упадок и деградировали. Более поздние историки оценивают, что около трети людей погибла в городе-государстве Афины в то время. Согласно [Википедии], в то время число погибших составило около пяти миллионов человек.
Философ Сократ лично пережил эту эпидемию. Благодаря умеренному образу жизни и здоровым привычкам ему удалось успешно противостоять её воздействию. Эта катастрофа привела Сократа к рассуждениям о личной морали и поиску нравственных и философских истин по принципу «я знаю, что я ничего не знаю».
25-летний Фукидид заразился чумой, но при помощи сверхчеловеческой силы воли он подробно записал всё, что он видел, слышал и чувствовал, вследствие чего афинская чума стала самым детально задокументированным катастрофическим событием в истории, предоставив потомкам первоисточники о чуме.
Чума избирательна и исчезает внезапно
Чума не поражает всех без разбора, она словно выбирает определённых людей. Во время Пелопоннеской войны афиняне захватили много пелопоннесов, которых вывезли в город Афины. В записях Фукидида нет сведений о заражении жителей Пелопоннеса. Чума распространилась только в городе Афины и среди более крупных штатов Афин.
Ещё более удивительным является то, что после конца 426 года до н. э. великая эпидемия, бушевавшая несколько лет, внезапно исчезла из города Афины.
Согласно Фукидиду, афинская чума началась в некоторых регионах Эфиопии, затем распространилась на Египет и Ливию, а также на большую часть территории Персидской империи. Несмотря на разные предположения современных медиков и историков, целый ряд вопросов о том, как возникла чума, почему она внезапно закончилась и так далее, до сих пор остаётся неразгаданной загадкой.
Древние греки, поклонявшиеся Богам, приписывали победу и поражение в войне воле Богов, чума же рассматривалась ими как наказание Богами за человеческие грехи и ошибки, а когда эпидемия прекращается, греки воспринимали это как прощение Богов.
В Древней Греции изначально высоко ценились духовные аспекты жизни. Однако перед началом эпидемии многие богатые и развитые афиняне погрузились в материальные удовольствия и наслаждения. Инцест и гомосексуализм считались нормой. Общество целиком и полностью отклонилось от божественных норм, это и привело к их собственной гибели.
После окончания чумы Афины продолжили борьбу со Спартой, но зимой 429 и 427 годов до н. э. чума снова появилась в Афинах. Последовавшие один за другим тяжёлые удары, а также гибель от чумы национальных лидеров, религиозных и военных деятелей затруднили поддержание самого элементарного политического порядка в Афинах, ослабили политическую власть и подорвали моральный дух армии и граждан.
В 404 году до н. э. Спартанская лига осадила Афины с суши и моря, и Афины были полностью разгромлены Спартой. С этого момента Спарта установила своё господство и гегемонию над Грецией.
Пророчество афинского пророка
Древние греки верили в пророчества, и что божественные изречения, произнесённые через рот человека, имеют предсказательный характер.
Афинский пророк предупреждал афинян перед чумой: «Война придёт со спартанцами и принесёт с собой большую эпидемию». Но в то время афиняне не верили в это.
Перед Пелопоннесской войной спартанцы также отправились в Дельфийский храм, чтобы задать вопрос оракулу. Они спросили, можно ли вступить в войну с афинянами, на что оракул ответил утвердительно и сказал, что Боги будут покровительствовать спартанцам и они одержат окончательную победу. Так и сложилось.
Афины и Спарта имели примерно одинаковую силу и возможности, и ни одна из них изначально не имела явного превосходства над другой, но из-за чумы Афины, считавшие себя сильными и непобедимыми, потерпели поражение от Спарты. Слово Божье было истинным, и развитие истории не могло избежать Божьего замысла.