Насколько могущественны представители школы Инь-Ян? Говорить правду о небесных делах
После великого учёного Мэн-цзы в академии Цзися появился необычный человек, который привнёс с собой сложные и трудные для понимания учения. Он часто излагал людям необычные, даже кажущиеся странными и загадочными, точки зрения, такие как теории Инь-Ян и Пять Элементов, а также другие концепции. Легендарной фигурой, основавшей школу, был Цзоу Янь.
Цзоу Янь однажды сказал: «С момента основания Земли общество развивалось в соответствии со сменой и цикличностью Пяти Элементов, таких как династия Юя, относящаяся к Земле, династия Ся, относящаяся к Дереву, династия Шан, относящаяся к Металлу, и династия Чжоу, относящаяся к Огню. Когда династия собирается взойти, Небеса ниспосылают благоприятные знамения, чтобы об этом объявить».
Он говорил, что Китай также назывался «Чихсянь Шэньчжоу» (буквально «Божественная область Чихсянь»), и в эпоху Великого Юя он был разделён на девять провинций. Также утверждал, что подобных мест, как «Чихсянь Шэньчжоу», существует ещё девять, и все они окружены морем. Люди, птицы и звери не связаны между собой.
Высказывания Цзоу Яня касались таких фундаментальных вопросов, как Небо, Земля и Вселенная, подъём и падение истории. Эти идеи были неслыханными для современников, но быстро стали предметом соперничества разных философских идей и теорий, касающихся политики, власти, государства и их устройства. В более поздние времена эти высказывания были суммированы в две основные теории: «Теория пяти добродетелей и их цикличности» и «Теория девяти великих провинций/регионов». В это же время официально была установлена школа Инь-Ян, которая занималась исследованием и интерпретацией законов Вселенной, природы, а также человеческого общества, используя принципы Инь-Ян и теорию Пяти Стихий.
Знаменитые учёные семьи Цзоу и великие мудрецы академии Цзися
Так же как его научные изыскания были трудны для понимания, его биография полна загадок. Годы его жизни и смерти не поддаются точной установке, но предположительно, он жил после эпохи Мэн-цзы (китайский философ, мыслитель, просветитель эпохи Сражающихся царств, живший около 372–289 гг. до н. э.). Историческая информация о Цзоу Яне сама по себе скудна, включая лишь основные предположения о его происхождении.
Однако, среди Цзоу было много выдающихся личностей, и в Циском государстве их можно было называть «широко известными». В «Исторических записях» есть описание о «трёх сыновьях Цзоу». Первый из них был известен своими дипломатическими способностями и помог реформировать государство Ци; второй — Цзоу Янь, известный теоретик школы Инь-Ян; последний — Цзоу Ши, продолжил идеи Цзоу Яня, написал книги и изложил теории, привнося новые концепции в развитие учения своего предшественника.
Цзоу Янь и Цзоу Ши — оба были учителями в академии Цзися. В то время Цзоу Янь был известен своими познаниями в астрономии и космологии, Цзоу Ши — своим мастерством в каллиграфии и литературе, и особенно в искусной резьбе, а его умение управлять колесницей ценилось особенно высоко. Цзоу Янь любил заумные рассуждения о небесах, Цзоу Ши нравились изящные словеса и выражения, а рассуждения Чунь Юй Куня слыли плавными и забавными. По таланту и влиянию Цзоу Янь был наравне с канцлером Цзоу Цзи и старейшиной академии Цзися Чунь Юй Кунем, что свидетельствует о его невероятных способностях и влиянии.
Согласно «Историческим записям» и «Теории соли и железа», философ Цзоу Янь сначала опирался на конфуцианские учения, чтобы убедить феодальных князей, но не был признан и не получил значительного положения. После нескольких неудач или трудностей, которые испытал Цзоу Янь, он приходит к выводу о моральном разложении правящих классов.
Видя их неспособность жить по принципам, описанным в древних текстах, он переключился на изучение закономерностей изменений и циклов в природе и истории, что нашло своё отражение в его трудах, таких как «Конец и Начало» и «Великий мудрец», общим объёмом более ста тысяч иероглифов. Во время правления Ци Сюань-вана, Цзоу Янь учился в академии Цзися, которая была известным центром учёности и философии в древнем Китае.
Предки Цзоу Яня пересилились из Цзоу в государство Ци, и в эпоху до Циня культура Цзоу и Лу была единым целым, являясь источником конфуцианства. Цзоу Янь жил после Мэн-цзы и, естественно, в молодости был глубоко пронизан конфуцианскими учениями, будучи конфуцианцем.
Проблема, с которой он столкнулся, ничем не отличалась от проблем Конфуция и Мэн-цзы: «Мир должен объединяться, подчиняться, соединяться, уравновешиваться и быть добродетельным, нападая».
В мире ныне общепринято считать силу и успешные военные действия признаками мудрости и добродетели. Тогда на политической арене были активны и известны среди князей такие персонажи, как представитель легизма Шан Ян, стратег Тянь Цзи и дипломат Су Цин. Конфуцианские учёные следуют моральным концепциям, переданным от трёх древних династий (Ся, Шан и Чжоу).
Эти концепции включают в себя принципы добродетели и этического управления, которые отражаются в политике гуманного правления и теории «пути правителя». Однако, такие моральные и этические идеалы усложняют их применение среди феодальных князей, которые, возможно, имели другие политические или личные интересы.
Из-за того, что их учение не находило применения или поддержки, Конфуций и Мэн-цзы выбрали стратегию отступления к написанию книг, чтобы сохранить и передать свои идеалы для будущих поколений, надеясь на более благоприятное время для их воплощения.
Путь, избранный Цзоу Янем, довольно уникален. Поскольку разумные доводы касательно людских дел не могут убедить правителей, он решил расширить свои горизонты и искать ответы на вопросы о происхождении вещей и сущности мира в необъятных просторах природы и далёкой истории, чтобы постичь принципы управления государством в настоящее время. В конце концов, Цзоу Янь достиг совершенства в учении о Инь и Ян и Пяти элементов, и основал школу учения о Инь и Ян.
Инь и Ян, и вращение небесной сферы, подчиняются законам гуманности и справедливости
Несмотря на то, что идеи об Инь и Ян и Пяти элементах (У-син) существуют в китайской истории на протяжении долгого времени, до периода Воюющих царств (примерно IV–III века до н. э.), они лишь эпизодически упоминались в исторических и литературных произведениях. Откуда произошло учение об Инь и Ян? В цитате из «Ханьшу» (Исторические записки Хань), конкретно в разделе «艺文志» (Библиографическое описание), говорится: «Школа инь-ян возникла, вероятно, из учреждения, связанного с Си и Хэ».
Си Хэ, являясь женой мифического императора Цзюня, родила десять солнц. Каждый день, в соответствии с закономерностью времени, богиня Си Хэ организует последовательное восхождение и заход солнца на востоке и западе, благодаря чему в мире происходит смена дня и ночи. Ввиду особой функции, чиновники при дворе Си Хэ занимались наблюдением за Солнцем, Луной и звёздами, а также составлением календарей и хронологических систем.
Как описывается в «Книге истории», «Чтимой книге» (альтернативное название древнего трактата «Шуцзин» (书经), входящего в конфуцианский канон «Пятикнижие»): «Император Яо назначил Си и Хэ, чтобы они с уважением наблюдали за небесами, создавая календарь на основе движения Солнца, Луны и звёзд, и из уважения передавали время людям».
Они занимались управлением астрономией и календарём. Их обязанности не ограничивались только сельским хозяйством и ритуалами, но также включали возможность предсказывать удачу и несчастья через наблюдение за небесными явлениями. В древние времена, при обучении в государственных учреждениях, знание об Инь-ян и Пяти элементах также передавалось между поколениями государственных служащих.
Когда традиционные обычаи и правила приходят в упадок, чиновники теряют свои посты, оказываются среди простонародья и зарабатывают на жизнь, демонстрируя свои умения, что приводит к расцвету частного обучения и множеству школ (философских течений). Однако в официальных учреждениях, связанных с народными верованиями о Си Хэ, не появилось ни ярких личностей, ни классических произведений.
Как учение единой школы Инь-Ян и Пяти элементов началось с Цзоу Яня
К сожалению, произведения Цзоу Яня почти полностью утеряны (разбросаны и не сохранились), и его идеи в основном суммированы в книге «Ши цзи» (Исторические записи). В методах его исследований вначале изучаются малые объекты, затем более крупные, от ближних к дальним и, в конце концов, до бесконечного. С точки зрения времени он отсчитывает от настоящего до времён Хуан-ди, записывая удачи и неудачи различных поколений, и далее, до момента сотворения мира, даже до существования, когда не было ни Неба, ни Земли.
Сыма Цянь однажды воскликнул: «Несмотря на то, что исторические события времён создания мира и до появления Неба и Земли настолько туманны и непостижимы, что их невозможно исследовать, они всё равно являются источником, который нужно признать».
С точки зрения пространства Цзоу Янь начинает с «Китая», в котором он находится, всеохватывающе перечисляя знаменитые горы и реки, редких и экзотических животных и так далее. Затем предполагает, что китайский регион это всего лишь маленькие 9 провинций, а за пределами Китая есть океан, за которым лежат континенты наподобие Китая, то есть больших девять провинций».
Эти философские учения для людей аналогичны просветлению, которое развеивает заблуждения и раскрывает частичную истину во множестве измерений времени и пространства. Поэтому, когда вельможи и министры впервые услышали его слова, то были поражены и потрясены. Однако, они ощущали свою беспомощность, когда требовалось претворить их в жизнь.
На самом деле, учёный и философ Цзоу Янь обсуждал «небесные дела» не ради собственной славы, а ради того, чтобы утвердить принципы гуманности, справедливости, бережливости, а также правильных взаимоотношений между правителем и подданными, родителями и детьми, и другими членами общества. Он изучал теорию об Инь-Ян, и использовал своеобразные и порой парадоксальные высказывания, чтобы привлечь внимание правителей и побудить их переосмыслить методы управления, чтобы они отказались от жестоких, агрессивных методов в пользу более гуманного и справедливого.
Поскольку история мира столь долгая и пространство столь обширное, зачем правителям стремиться к временным победам, плести интриги и исчислять выгоды и потери одной-единственной крепости или города? Если бы каждый правитель соотносил свою природу с моральными качествами Вселенной, и искал небесные знамения, чтобы затем сделать правильный выбор, это привело бы к гармоничному управлению. Но на самом деле они находятся во власти желаний. Разве не смешно нападать друг на друга под их влиянием?
Концепция, предложенная Цзоу Янем, касалась важных и значительных дел, охватывающих всё Поднебесье и выходящих за рамки обыденных человеческих понятий. Эти идеи были настолько значительными, что привлекли к себе внимание и поддержку многих феодальных князей, однако, несмотря на их энтузиазм и старания, они не смогли воплотить их в реальность.
Академия Цзися разрушена, [мы] покидаем Ци и отправляемся в Янь
(Академия Цзися — это известное научное и философское учреждение в древнем царстве Ци, возникшее в эру Сражающихся царств — прим. ред.)
Теория Цзоу Яня содержат элементы как конфуцианства, так и даосизма, легизма и других философских учений. Академия Цзися изначально была задумана как место для диалога и интеграции разных философских направлений. Как раз в то время, когда он занимал видное положение в Цзися, режим Тянь Ци перешёл к шестому королю, Ци Мину. Ци Минь-ван унаследовал стремление к мировому господству от династии Тянь и во главе с придворными вывел могущество царства Ци на вершину. Однако король отличался упрямством и самоуверенностью. Он завидовал мудрым и талантливым людям, что привело к тому, что государство Ци оказалось на грани уничтожения.
Король Ци Минь-ван длительное время участвовал в бесконечных войнах и необдуманно применял военную силу, что принесло Ци тяжёлое бремя. Вдобавок ко всему, из зависти он вынудил одного из знаменитых «Четырёх господ Сражающихся царств» — Мэн Чанцзюня — покинуть страну. Он не обладал великодушием или мудростью, чтобы принимать советы и использовать умных и способных людей. Учёные из Академии Цзися были глубоко разочарованы, они разошлись, как Мэн-цзы, среди них был и Цзоу Янь. Потеряв поддержку мудрых сановников и стратегов, государство Ци начало приходить в упадок.
Если посмотреть на весь мир эпохи Сражающихся государств, то семь государств стояли бок о бок, а Ци и Цинь боролись за гегемонию на восточном и западном направлениях. Снова и снова король Ци принимал неверные решения, поставив страну в ситуацию, когда у него со всех сторон были враги, а сам он был изолирован и беспомощен. На пятнадцатом году правления короля Ци Мина (286 г. до н. э.) государство Ци присоединило к себе государство Сун и стало чрезвычайно могущественным.
Династия Сун имела развитую экономику и была местом проведения «Четырёх войн», желанным для всех князей. Эти действия короля привели к тому, что другие государства стали относиться к Ци с настороженностью и страхом, создавая атмосферу напряжённости и потенциальной угрозы. Поскольку Ци приближалась к территории Цинь, война между двумя государствами была неизбежна. На фоне того, что государство Янь было одержимо жаждой мести, государство Ци, которое на первый взгляд казалось процветающим, на самом деле переживало множество кризисов.
Два года спустя генерал Ле И во главе коалиции шести государств напал на Ци, захватил подряд 72 города и двинулся прямо на Линьцзы. Король Ци Мин был повержен, как гора, и погиб, спасаясь бегством. Королевство Ци было практически уничтожено, и Академия Цзися, которой когда-то восхищались во всём мире, тоже потускнела и увяла в пламени войны.
Когда в Ци случилось большое несчастье, куда делся Цзоу Янь?
Согласно «Историческим записям», Цзоу Янь путешествовал по Вэю, Чжао, Янь и другим странам. Его встречали с особым уважением и почётом в каждой стране, куда бы он ни поехал. Король Вэй Лян Хуэй лично приветствовал его и обращался с ним как с почётным гостем. Король Чжао Пинъюань почтительно сел рядом с ним и лично вытер пыль с его сиденья. Король Янь Чжао Янь провёл ритуал ученика по отношению к учителю и склонил перед ним голову.
Янь Чжао-ван проявил великую готовность принять талантливого учёного, чтобы заручиться его поддержкой. Он лично показывал ему дорогу и расчищал путь, демонстрируя этим своё почтение и искреннее желание принять его. Он также построил для него дворец, проявив величайшую искренность в привлечении талантов, поэтому Цзоу Янь остался в государстве Янь на долгое время.
В древних книгах записаны два необычных события, произошедших с Цзоу Янем. В государстве Янь была холодная долина, где не росли злаки, поэтому Цзоу Янь играл там на свирели, чтобы вернуть Весну на землю, и в холодной долине можно было выращивать зерновые. В его руках энергия ян проявила сверхъестественную силу и повлияла на местный климат, поэтому эта местность была переименована в «Долину ячменя».
Цзоу Янь пользовался большим уважением в государстве Янь, но его положение изменилось в худшую сторону во время правления Янь Хуэй-вана, который пришёл на смену Янь Чжао-вану. Король Янь Хуэй-ван не доверял старым советникам предыдущего правителя, и поверив клевете, арестовал и заключил в тюрьму Цзоу Яня. Цзоу Янь был несправедливо наказан и его страдания были настолько сильны, что, казалось, даже Небо и Земля были затронуты его горем. Был май, и с неба падал снег из гусиных перьев, что стало большой диковинкой в столице Янь.
Когда несправедливость была устранена, Цзоу Янь снова вернулся в Ци. В то время в государстве Ци воцарился новый правитель, экономика и другие сферы были в стадии восстановления и развития, но знаменитая Академия Цзися уже не выглядела такой, как раньше, и её состояние существенно изменилось. Однако Цзоу Янь не имел никаких связей с Академией Цзися, и его конечная судьба также осталась неизвестной. Он и его загадочные исследования в области Инь и Ян тихо исчезли из поля зрения истории.
Примечание:
[1] Согласно «Историческим записям Мэн-цзы и Сюнь-цзы», комментариев Гао Ю к «Хуайнаньцзы: Учение об обычаях Ци», «Люйши Чуньцю: Ответы на соответствующее» и другим сборникам.
[2] [3] Из «Сыма Цянь, Исторические записки Ши Цзи, глава 74, Мэн-цзы, Сюнь Цин ле чжуань — Жизнеописание Мэн-цзы и Сюнь Цина»