Суть страданий и восприятие боли
В Китае известна поговорка: «Только пройдя через величайшие трудности, можно стать выдающимся человеком». Существует распространённое мнение о том, что переносить трудности — это как получить ваучер, который в будущем можно обменять на различные блага и вознаграждения, поэтому страдания достойны восхваления и прославления.

Однако писатель Юй Хуа считает, что страдания вовсе не заслуживают восхваления, и говорит, что людям лучше не подвергать себя трудностям.
Буддизм учит, что все явления обусловлены взаимозависимыми причинами и условиями, и не существует стабильной, неизменной сущности. Это также верно и для страдания. Причина, по которой вы испытываете страдание, заключается не в самом его существовании, а в том, что вы цепляетесь за то, «как всё должно быть», и когда всё идёт не так, вы воспринимаете это как страдание.
Следовательно, так называемое страдание — это проекция вашего ума, иллюзия, так сказать. Когда человек осознаёт непостоянство всего сущего и перестаёт привязываться к тому, как «должно быть», то принимает вещи такими, какие они есть. С открытым сознанием вы можете принять всё, что происходит. Это приводит к ощущению внутреннего покоя и свободы от страданий.
Мы испытываем боль не потому, что мир сам по себе полон страданий, а потому, что цепляемся за своё эго в дуалистическом мире, искусственно переплетая определённые явления с ним и ошибочно веря, что всё в мире неизменно и фиксированно.
Это заблуждение приводит нас к зависимости от внешних вещей, к убеждению, что обретение чего-либо — это счастье, признание — это счастье, а несчастье и страдание — это когда мы не получаем ожидаемого. Однако, когда начинаем видеть сквозь эти иллюзии, мы можем постепенно выйти из страданий и достичь освобождения.
Буддизм учит, что дуалистический мир, в котором мы живём, является продуктом причинно-следственных связей и не имеет фиксированной сущности. Всё в этом мире, включая наши мысли, чувства, воспоминания, и даже наше представление о своём «я», постоянно меняются.
Мир, в котором мы живём, подобен игре со своими персонажами и сюжетами, яркими и захватывающими. Но когда игра заканчивается, всё на экране мгновенно исчезает вместе с ним. Если бы вы смогли постичь эту истину — что вы, по сути, персонаж игры — стали бы страдать? Вероятно, нет, потому что вы понимаете, что все сцены — это всего лишь проекция изображения. То, что вы воспринимаете как страдание, — это всего лишь чувства вашего персонажа, иллюзия в вашем сознании.
Мы испытываем страдания, потому что привязываемся к тому, что «это должно быть так», и «то не должно быть иначе». Мы думаем, что «счастье должно длиться вечно», а «боль должна уйти». Но правда в том, что в мире нет ничего вечного и неизменного — ни счастья, ни боли.
Когда мы цепляемся за существование чего-либо, возникает боль. Когда мы цепляемся к исчезновению чего-либо, боль следует за нами, как тень. Но если мы сможем увидеть всё, то поймём, что никогда ничем по-настоящему не владеем, а значит, ничего и не теряли. В этом и есть истинный секрет.
В основе буддизма лежит также закон Вселенной. В соответствии с законом причинно-следственных связей (закон кармы), и всё сущее проявляется благодаря карме. Это подобно невидимой руке, движущей изменениями всего сущего. Появление всех вещей и явлений является результатом взаимодействия кармы, подобно движению солнца, луны и звёзд, даже переплетению человеческих дел в мире.
Мы всегда думаем, что обладаем истинным и неизменным «я», что является иллюзией. Согласно буддийской философии, «я» является временным сочетанием пяти совокупностей (скандх): формы (色), чувства (受), восприятия (想), воли или действия (行) и сознания (识).
Это учение акцентирует внимание на том, что-то, что мы считаем своим «я», на самом деле не является постоянной и независимой сущностью, а временной комбинацией этих элементов. «Я» постоянно меняется, оно не вечно. Тело стареет, эмоции меняются, мысли колеблются, поведение подвержено влиянию окружающей среды, и само сознание меняется со временем. Если «я» действительно фиксировано и неизменно, то почему наши тела, эмоции и мысли постоянно меняются?
Когда мы упорствуем и зацикливаемся на «ложном я» в игровой среде, то часто сопротивляемся изменениям, пытаясь сохранить какую-то «вечную» самоидентификацию. По своей сути жизнь всегда находится в движении, и когда мы цепляемся за своё «ложное я», то неизбежно погружаемся в бесконечные страдания.
Это происходит потому, что мы пытаемся ухватить то, чего никогда не существовало, — как пытаться поймать отражение луны в воде. Мы верим, что богатство, любовь, статус и слава приносят счастье, поэтому упорно гонимся за ними, но все эти внешние вещи непостоянны.
Ничто не может оставаться неизменным. Богатство может исчезнуть из-за колебаний рынка, любовь может угаснуть со временем, статус может быть подорван внешней средой, а репутация может быть разрушена.
Если мы слишком привязываемся к таким вещам и основываем на них своё счастье, то изменения или исчезновение этих вещей принесут нам страдания. Мы боимся потерять, боимся перемен, боимся неконтролируемых ситуаций, и эти страхи сами по себе являются источником наших страданий. Когда мы отпускаем привязанности и устраняем источник страданий, то самим страданиям больше негде «укрепиться».
Будда — это человек, достигший полного пробуждения или просветления, тогда как обычные люди ещё не обрели это состояние. Согласно этому учению, каждый человек обладает природой Будды, и когда помрачение ума и неведение устраняются, проявляется истина их сущности, и они могут достичь просветления и стать Буддой.
Сила взаимозависимого возникновения — это не просто пустая концепция, но она вездесуща. Например, такие явления, как пожар, возникают в результате взаимодействия определённых условий. Все явления во Вселенной происходят в соответствии с законом причин и условий, в рамках универсальных законов причинно-следственных связей.
Поэтому всё во Вселенной действует в силе этого закона кармы. Когда все необходимые условия собираются, явление появляется или становится очевидным. Однако, когда условия, поддерживающие это явление, рассыпаются или исчезают, само явление также исчезает и перестаёт существовать.
Поскольку корень страдания — это привязанность, а всякая привязанность взаимозависима и пуста, то ключ к освобождению — это отпустить привязанность. Когда мы поймём, что «я» — это всего лишь комбинация текущего сознания, перестанем цепляться за внешние обстоятельства, примем, что все вещи — это изменчивые иллюзии, перестанем верить в реальность страдания и будем считать его мимолётной рябью, мы обнаружим, что мир остался таким же, но наши сердца освободились.
Когда человек освобождается от бинарного мышления (то есть разделения на противоположности, такие как хорошее и плохое), он перестаёт жить сожалениями о прошлом и беспокойством о будущем, сосредоточиваясь на настоящем моменте и воспринимая каждое мгновение без влияния извне. Это также позволяет на мир смотреть с позиции равенства, без наклеивания ярлыков ‘хорошо’ или ‘плохо’, и не ограничивать себя этими оценками.
Учение Будды о том, что он не намеренно скрывал этот секрет, но люди привыкли смотреть на мир через призму дуальности. Они стремятся обрести счастье и избежать страданий. Однако в действительности истинное освобождение заключается не в обладании большим количеством радости, а в преодолении дуальности счастья и страдания.
Когда ты понимаешь, что страданий не существует, то больше не подвержен внешним изменениям, не боишься потери и не привязан к обладанию, так как знаешь, что всё это изначально похоже на сон или иллюзию.
Когда мы понимаем причины страданий, в нас пробуждается сострадание, и появляется желание помогать другим избавиться от заблуждений. Такой образ мышления не только облегчает наши собственные страдания, но и сделает нашу жизнь более значимой.
Учение Будды не отрицает чувства, напротив, стремится помочь нам понять, что все страдания и радости, любовь и ненависть, приобретения и потери на самом деле являются лишь проекцией нашего разума. Когда человек слишком привязывается к определённому результату и реальность не соответствует его ожиданиям, то интерпретируется как «страдание».
Некоторые спрашивают, как тогда нам следует относиться к жизни? Когда человек сталкивается с трудностями, не следует сопротивляться им и привязываться к ним. Вместо этого важно ясно понимать, что трудности — это временное явление, обусловленное различными обстоятельствами, и они не составляют всю суть человека. Это как облака, проплывающие по небу: будь то белые или тёмные тучи, они в конце концов рассеются.
«Мир по своей сути непостоянен и лишён самости», и все явления и вещи в мире подвержены постоянным изменениям, нет ничего, что существовало бы независимо и устойчиво. Готовы ли вы изменить свои привычные мировоззрения и пойти по пути, ведущему к освобождению?
Практика — это не пассивное бегство от реальности, а, скорее, интеллектуальный и духовный процесс, который позволяет глубже понять суть явлений. Это ведёт к тому, что ум возвращается к своему естественному состоянию покоя и свободы, достигая гармонии и спокойствия.


