Музыка, звучащая за нотами
Один из самых востребованных дирижёров Восточной Европы удостаивается высшей награды за дирижирование оркестром, возрождающим 5000-летнюю восточную культуру.
Прежде чем влиться в художественный коллектив Shen Yun Performing Art’s, дирижёр Милен Начев был удостоен Ватиканом и Министерством культуры Болгарии наградой за выдающееся профессиональное мастерство
Он стоит, подняв руки, — над залом повисла тишина. Дирижёрская палочка в его руках взмывает вверх и вниз, повинуясь экспрессивным движениям, плавно и с точностью повелевая звуком, способным свернуть горы.
Милен Начев: «Shen Yun — это не только совершенствование моего профессионального мастерства, оркестр звучит в глубокой гармонии с моей душой и мироощущением».
Вершина творчества всемирно известного дирижёра
«Мы хотим подарить зрителям не только эмоциональное наслаждение, своей музыкой мы хотим открыть для них совершенно иной мир, — говорит болгарский дирижёр симфонического оркестра Shen Yun Милен Начев. — Вы знаете, что побывавшие на представлении часто говорят, что во время спектакля по их щекам текли слёзы, но они не понимают, почему это произошло».
Начев, удостоенный наград за выдающееся дирижирование от Ватикана в Риме, Фонда Наполеона в Париже и Министерства культуры Болгарии, считает, что то, чем он сейчас занимается в Shen Yun, является высшим его достижением в жизни, метафизическим путешествием в музыке.
«Мы можем обращаться к аудитории не только посредством поверхностного звучания музыки, но и затронуть их сердца на более глубоком уровне с помощью внутреннего смысла», — говорит он.
Постоянно оттачивая своё мастерство, Начев открыл в своей профессии новую вселенную — воссоединение звука, содержания и самоотдачи.
Переполненный зал Карнеги-холла наслаждается новым звучанием симфонического оркестра Shen Yun, объединяющего лучшие традиции и классические инструменты Востока и Запада
Восхождение
Путь дирижёра, как и у большинства музыкантов, обычно начинается с освоения одного инструмента. Хотя начал музыкант, как и все, его путь восхождения отличался от других. В возрасте 5 лет бабушка отвела его на первый урок игры на фортепиано.
«Я считаю, что именно эта первая встреча с музыкой изменила мою жизнь полностью и навсегда», — говорит Начев.
Всего лишь год спустя по настоянию своего учителя Начев принял участие в национальном конкурсе пианистов и получил приз в своей возрастной группе.
Через несколько лет у 9-летнего Начева стали по-настоящему проявляться его природные музыкальные способности. Не видя перед глазами партитуры, он дома по памяти дирижировал четвёртую симфонию Брамса.
«Физическая связь между музыкой и жестом меня чрезвычайно вдохновляла», — вспоминает он.
По мере появления новых наставников на музыкальном пути Начева эта взаимосвязь музыки и тела всё более усиливалась. Во всемирно известной Санкт-Петербургской консерватории в России он учился у профессора Ильи Мусина, который был наставником таких знаменитостей, как Юрий Темирканов, Валерий Гергиев и многих других признанных дирижёров.
Пока музыкант не изучил дирижирование, он не может знать, что оно охватывает многое — богатство и сложность, тонкое чутьё и доверие — слой за слоем. Для начала «вы должны быть чрезвычайно хорошо подготовлены, оснащены знаниями об истории музыки и возможностях каждого оркестрового инструмента».
«Безусловно, Мусин обучил меня технике и тому, как напрямую общаться с оркестром, он даже пошёл гораздо дальше этого, предлагая теоретические и практические решения того, как заставить оркестр поверить в мои способности, — говорит Начев. — Он был не только моим учителем, он стал моим вторым отцом».
Переняв мудрость своего учителя, Начев ясно осознал, что его роль в сущности вовсе не была формальной.
«Вы должны быть психологом, — поясняет он. — Мы работаем не с инструментами, мы работаем с людьми, играющими на этих инструментах. Ваше единственное желание — увидеть в их глазах, что ваши действия за дирижёрским пультом вдохновляют их, заставляют их, выступая на сцене, стремиться выложиться полностью».
Начев признаётся, что его интуитивная связь с оркестром Shen Yun позволяет им общаться и понимать друг друга без единого слова
Путеводитель
После восьми лет работы художественным руководителем и дирижёром Симфонического оркестра Болгарского национального радио и приглашённым дирижёром в Восточной Европе, в 2012 году Начев присоединился к симфоническому оркестру Shen Yun. Он влился в коллектив музыкантов, чья миссия так же глубока, как и исполняемая ими музыка.
«Shen Yun — это не только совершенствование моего профессионального мастерства. Я обрёл своё настоящее место, — говорит Начев о присоединении к симфоническому оркестру Shen Yun. — Оркестр входит в состав Нью-Йоркской танцевальной труппы, миссия которой — возрождение 5000-летней традиционной китайской культуры — вдохновила миллионы людей во всём мире.
Конечно, я мог бы возглавить какой-нибудь европейский оркестр, но я хотел проверить свои силы в совершенно иной обстановке. Когда только прибыл в Соединённые Штаты, меня мало кто знал. Мне пришлось начинать с нуля и долгие годы ожидать этой возможности».
Миссия Shen Yun по возрождению традиционной китайской культуры тронула сердце Начева. В 1960-е годы почти полностью была уничтожена не только традиционная китайская культура, говорит он:
«Многие из моих любимых классических западных композиторов, поэтов, романистов и художников также были уничтожены, в прямом смысле — их произведения были уничтожены. Я называю это преступлением против человечества. Мировое многовековое художественное наследие было разрушено всего за несколько коротких лет».
Shen Yun не только сохраняет древние формы музыки и искусства, но и создаёт совершенно новое звучание в целом, став первым оркестром, играющем на классических восточных и западных инструментах, добившись созвучия, которое постоянно совершенствуется.
«Мы знаем, что музыка — это международный язык для общения, — продолжает Начев. — Работая с разными стилями, с различными произведениями разных композиторов из разных стран и живших в разные века, я много лет развивал своё музыкальное чутьё».
Оригинальные музыкальные аранжировки Shen Yun основаны на древних китайских мелодиях, а затем переработаны в новые произведения классического западного звучания. Чтобы создать гармонию в этой радуге звуков, Начев погрузился в мир китайской народной музыки, изучая возможности характерных китайских инструментов, таких как эрху, пипа и суона.
«Как только ваше сознание открывается, вы с лёгкостью находите нужный темп, артикуляцию и формулировку», — уверяет он.
Сложность и вызов, связанные с работой над сочетанием звуков, происходящих из таких разных культур, приносит ни с чем не сравнимую радость.
«Это как секретный код, содержащийся в музыкальном повествовании, которое мы представляем публике, — продолжает свой рассказ Начев. — Аудитории необязательно понимать секретный код, главное, что это создаёт необходимый эффект и отклик в сердцах».
«Это как секретный код, содержащийся в музыкальном повествовании, которое мы представляем публике», — продолжает свой рассказ Начев.
В тон
Начев и музыканты оркестра занимаются по системе совершенствования души и тела — Фалунь Дафа. Ежедневные общие занятия медитацией, по словам дирижёра, позволяют «перейти на другой уровень общения. В этом духовном единстве и общении между нами есть нечто превосходящее это пространство, что невозможно выразить словами».
Чтобы лучше объяснить, как выражается их не видимое глазу взаимодействие, он приводит пример:
«Два дня назад мы репетировали пьесу для соло трёх эрху в сопровождении симфонического оркестра. Во время этого молчаливого процесса, просто наблюдая за глазами трёх солистов, я чётко осознавал, что именно им нужно — какой темп, какого рода поддержка, и как мы могли бы развить эту музыкальную фразу вместе. Я чувствовал, что и они это где-то внутри полностью понимали. Они были полностью согласны со мной, хотя между нами не было произнесено ни единого слова».
«Мы хотим, чтобы каждая отдельная музыкальная фраза в композиции для представления звучала настолько чисто и отчётливо, как будто за мелодией засияла другая палитра цветов. Мы работаем во многих пространствах. Если вы рассмотрите совокупность задач дирижёра не только вертикально, как достижение гармонии, баланса, хорошей оркестровки, но и горизонтально, то заметите, что мы используем все возможные способы, чтобы сделать звучание более проникновенным и по-настоящему глубоко впечатлить нашу аудиторию».
Автор: Дж. Х. Уайт
Источник: magnifissance.com