Книга песен
«Книга песен» — это первый сборник древнекитайской поэзии, включающий в себя 305 стихотворений, которые датируются периодом от Западной династии Чжоу до середины периода Весны и Осени. Книга делится на три главы: обычаи, утончённость и ода. В то время книга предназначалась для обучения этикету.
Первая песня в «Книге песен», написанная от руки императором Цянь Лунем, с собственноручной подписью. (Image: via wikipedia / CC0 1.0)
С древних времён путь совершенствования, управление семьёй и государством (как рассматривалось в конфуцианской классике) были ориентированы на уважение к Небесам, служение Небесам, почитание Небес и следование Небесным законам.
Древнекитайская поэзия в «Книге песен» ясно отражает благоговейный страх древних китайцев перед Небесами, в которые они верили.
В большинстве стихотворений в «Книге песен» используется повтор слова и звука; это создавало красивое звучание с редупликацией гласных и помогало отобразить яркие образы.
В художественном плане это подчёркивает настроение и незаметные нюансы, симметрию, равновесие и гармонию. В «Книге песен» неоднократно упоминались Небо, император и судьба.
В ней признаётся Небесный закон, как высший закон Вселенной, как стандарт для «руководства добродетелью», поощрения добра и наказания зла, социальной справедливости (осуждения добра и зла в человеческом мире), ценностей и моральных убеждений в династии Чжоу.
В этих стихах часто восхваляют, благодарят, молят и выражают благоговение перед Небом, демонстрируя веру людей и их гуманистическое мировоззрение о «единстве Неба и человечества».
Конфуцианское образование делало упор на поэзию, историю, обряды и музыку. Такие формы обучения служили для глубокого внедрения нравственных постулатов в сознание людей посредством незаметных трансформирующих воздействий.
«Книга песен» объединила древнекитайскую поэзию с музыкой и сделала её легко запоминающейся и передаваемой из уст в уста. Таким образом, «Книга песен» сыграла важную роль в установлении моральных и поведенческих норм.
Конфуций сказал:
«Не изучив поэзию, человек не может правильно передать свои намерения», «народ, если он кроток и добр, учится с помощью поэзии».
Важность добродетели
В «Цзо Чжуане» сказано:
«Уважение — это проявление добродетели. Человек, который способен искренне уважать, должен обладать устойчивой добродетелью».
Люди из династии Чжоу считали «уважение к Небесам» основной моральной целью:
«Понимать человеческий мир в соответствии с законом природы» и «уважать Небо и следовать ему — значит вести себя согласно Небесному закону».
Часть Kǒngzǐ Shīlùn (孔子詩論) в ‘Книге песен’. (Image: Shanghai Museum via wikipedia / CC0 1.0)
В стихотворении Huangyi в разделе Daya в «Книге песен» говорится:
«Небеса славны и великолепны, они следят за миром с достоинством и справедливостью. Небо наблюдает всё и всюду в мире, находит тяготы и бедствия людей».
Воля Небес состоит в том, чтобы люди были защищены. Уважение к Небесам и защита людей были, таким образом, важнейшим аспектом политики в Древнем Китае. «Чтобы найти тяготы и бедствия людей», нужно иметь сострадание к ним.
Стихотворение продолжает:
«Небо сказало императору Вэнь: «Я жажду людей с такой добродетелью: он не предаётся чувственным удовольствиям и не злоупотребляет наказаниями. Он не говорит того, чего не знает, и искренне следует Небесным законам».
Уважение к Небесам состоит в том, чтобы «следовать Небесным законам» и вести себя согласно воле Небес.
«Небо снова сказало императору Вэнь: «Не оглядывайся, двигайся, не колеблясь, не сравнивай и не завидуй, не питай чрезмерных амбиций, ступай и высадись на моём берегу».
Император Вэнь совершенствовал себя и сострадал своему народу. Он был добродетелен и уважал Небеса. Все соседние страны присоединились к династии Чжоу. Как отмечалось в стихотворении:
«Это император Вэнь такой почтительный и осторожный. Он искренне служит Небесам, принося обильное богатство».
Правление с добродетелью
«Встречайте волю Небес с добродетелью» — было основным руководством для управления добродетелью в династии Чжоу. «Три связи (правитель-министр, родитель-дитя и муж-жена), поддерживаемые руководящими принципами, нисходят с Небес». Люди династии Чжоу правили страной, соблюдая традиции, установленные с целью следования Небесному закону.
«Следовать традициям — значит следовать Небесному закону; традиции — это проявление Небесного закона».
Это заложило основу для регулирования социального порядка и этики в династии Чжоу. Раздел «Чжоуские оды» в «Книге песен» посвящён поклонению, молитве и восхвалению Высшего Духа.
Оды Чжоу в основном восхваляли императора Вэня и императора У, затем императора Чэна и императора Кана, а также их предков Хоу Цзи и Тай Вана. Все эти предки уважали Небо и служили ему, защищали народ и добродетельно управляли страной.
Люди династии Чжоу считали, что управление с помощью добродетели имеет два аспекта. Один из них — добродетель управления, включающий правила и предписания для ритуалов и музыки, церемонию поклонения, церемонию проявления уважения к императору и моральные принципы.
Конфуцианское образование делало упор на поэзию, историю, обряды и музыку. На фото —бронзовая статуя Конфуция. (Image: via wikipedia / CC0 1.0)
«Мудрый император с могучей добродетелью всегда пользовался уважением; с добродетелью управления он гармонизировал могущественную Землю».
В «Книге песен» подчёркивается, что именно добродетель императора У сделала его уважаемым в течение длительного периода времени, и что он использовал свою добродетель для управления и гармонизации соседних стран. Правитель Чжоу, когда вёл народ на поклонение императору Вэну, описал это так: «Много аристократов, несущих добродетель императора Вэна».
Император Чэн следовал за ними и поощрял доброту и добродетель. Он был любим народом, защищён и благословлён Небом. Как указывает поэма:
«Из достойных восхищения, благожелательности, державности, наиболее прославленной является истинная добродетель. Он правильно распоряжается народом, чиновниками и получает своё благородство от Небес, которые защищают и помогают ему, и [подтверждает] своё назначение многократным обновлением с Небес».
Вторым аспектом управления с помощью добродетели была добродетель образования, нравственного воспитания.
«Мягкий и скромный человек имеет высокую моральную основу. Мудрый и знающий человек доброжелательно принимает советы, и его поведение следует добродетели. Бессмысленный и невежественный человек отвергает искренние советы, считает, что у дающего советы есть неподобающее честолюбие».
Этот отрывок учит, что вежливый и знающий человек обладает устойчивыми моральными качествами. Мудрый правитель способен принимать искренние советы и правила в соответствии с разумом. Безответственная монархия будет думать, что человек, дающий искренние советы, имеет неподобающие амбиции.
Источник: visiontimes.com