fbpx

Фалунь Дафа в мире

Глубокое значение традиционного цвета

Наш мир красочен, и разные народы бережно хранят традиции, используя свои уникальные цвета. Для них это не поверхностная красота, а отражение истории и традиций каждой страны.

В современном мире все эти традиционные цвета внешне кажутся похожими друг на друга, но их значение может быть совершенно разным. Поскольку существует огромное разнообразие цветов, в этой серии статей мы проанализируем только самые распространённые.

Серые короткие стрелки — порождающее взаимодействие; красные стрелки — преодолевающее взаимодействие; голубой цвет — Дерево; красный — Огонь; жёлтый — Земля; серый — металл; чёрный — вода

Пять добродетелей и пять цветов

Когда речь заходит о традиционных цветах в современном Китае, то многие упоминают красный. Он считается праздничным цветом, олицетворяющим счастье. Например, люди обычно используют много красного цвета, украшая дом перед свадьбой; жених и невеста тоже часто наряжаются в красное; на китайский Новый год люди пишут двустишия на красной бумаге; красный цвет также преобладает на всевозможных праздниках, не говоря уже о фанатичной политической пропаганде «Красного Китая». В общем, люди придают красному (алому) позитивный смысл, считая его символом процветания и удачи.

Однако при исследовании древней китайской культуры становится ясно, что современный резкий красный цвет на самом деле совершенно не соответствует трём традиционным религиям Китая: конфуцианству, даосизму и буддизму. На самом деле, в каждой династии древнего Китая использовали цвета, которые несли в себе священность, миролюбие, простоту или элегантность, и ни один цвет не был таким ярким и ослепительным, как красный, который мы видим сегодня. В общем и целом красный цвет не соответствует интровертному характеру древних китайцев.

Так каковы же традиционные цвета Китая?

Прежде всего стоит обратиться к теории Пяти Добродетелей. Её отстаивал Цзоу Янь, известный китайский учёный, один из главных представителей школы инь ян в период Сражающихся царств (475-221 гг. до н. э.).

Эта школа придерживалась взгляда, что все изменения во Вселенной происходят по механизму инь и ян, согласно развитию пяти Первоэлементов, и взаимопорождению и взаимоуничтожению. Цзоу применил теорию Пяти первоэлементов, продвинувшись на шаг вперёд, чтобы объяснить цикличные аспекты истории и смену династий, и разработал концепцию, известную как теория Пяти добродетелей.

Хотя эта теория оказала большое влияние на историю Китая, но многие современные люди даже не слышали о ней. Это связано с тем, что компартия Китая (КПК) демонизировала китайскую традиционную культуру, в результате чего многие фундаментальные ценности были отвергнуты и преданы забвению.

Согласно теории Пяти добродетелей, каждый из пяти элементов — металл, дерево, вода, огонь и земля — представляет собой уникальную добродетель, и вместе они движутся циклически.

Согласно этой теории, причина возникновения династии в том, что Небо даровало ей одну из пяти добродетелей. То есть император (тяньцзы или сын Неба) должен был осуществить небесную миссию. По мере того, как добродетель этой династии постепенно угасала, возникала другая династия с добродетелью, дарованной ей Небом, и сменяла существующую династию.

Например, согласно теории взаимного порождения и взаимного уничтожения, металл разрушает дерево, дерево — землю, вода тушит огонь, огонь плавит металл, а земля поглощает воду. Каждая династия со своими уникальными достоинствами также следовала такому циклу. Согласно теории Цзоу, династию Чжоу, обладавшую добродетелью огня, сменила династия Цинь, обладавшая добродетелью воды, то есть вода победила огонь.

Теория Пяти добродетелей Цзоу была широко известна и получила признание в истории Китая. Придворные каждой династии, начиная от Цинь и Хань и заканчивая Сун, Ляо и Цзинь, всегда анализировали и утверждали собственную добродетель. Затем об этом оповещали всю страну, чтобы утвердить законность династии. Это также означало, что династию нельзя уничтожить одной лишь силой, и преемник должен был обладать необходимой добродетелью, дарованной ему небом. Хотя династии Юань, Мин и Цин официально не объявляли, какую добродетель они олицетворяют, но все их императоры, как считалось, следовали воле Неба.

Цвета пяти добродетелей и их порождающее и преодолевающее взаимодействие

Разные династии соответствовали разным добродетелям и представляли соответствующие цвета: белый, синий (голубой), чёрный, красный и жёлтый. Как упоминалось ранее, когда династия Цинь пришла на смену династии Чжоу, она верила, что следует воле Неба: вода побеждает огонь. Поскольку цвет, соответствующий воде, — чёрный, династия Цинь использовала чёрный в качестве представляющего династию, а император Цинь носил чёрные одежды.

В «Ши цзи» («Записи великого историка»), одной из самых уважаемых исторических книг, есть запись «Основные летописи Цинь Шихуанди, первого императора». Он продвигал традицию Пяти добродетелей, считая, что династия Чжоу (с добродетелью огня) была заменена династией Цинь (с добродетелью воды) потому, что вода побеждает огонь. Как сказано в книге: «Новый календарь начинался с октября. Одежда и флаги были чёрного цвета».

Подобно этому император Сюаньцзун из династии Тан написал в статье для торжественной церемонии поклонения на горе Тай: «Небеса благословляют род Ли (фамилия императора династии Тан) добродетелью земли». Бесспорно, что династия Тан была основана на добродетели земли, поэтому она уважала соответствующий ей жёлтый цвет. Однако это не означало, что все могли носить одежды такого цвета. Жёлтый цвет предназначался исключительно для императорской семьи, а не для простых людей.

В династиях, исповедующих добродетель огня, одежды были красными. Но из-за особенностей древней китайской технологии окрашивания этот цвет сильно отличался от сегодняшнего ярко-красного цвета. В древнем Китае существовали различные оттенки красного цвета с разными названиями. Традиционный красный цвет немного темнее и мягче по тону.

Если взять в качестве примера императорские дворцы династий Мин и Цин, то киноварно-красный цвет стен дворца на самом деле представлял собой нечто среднее между оранжевым и красным. Тон несколько нейтральный, не похож на современный ярко-красный. Кроме того, когда красный был цветом династии, обычным людям не разрешалось носить его, поскольку этот цвет предназначался только для императора.

Например, хотя династия Мин официально не объявляла, какую добродетель она представляет, но во многих официальных документах упоминается, что династия Мин основывалась на добродетели огня. Лю Чэнь, министр ранней династии Мин, писал, что Тайцзу из династии Мин — царь добродетели огня и принимает красный цвет. Династия Мин пропагандировала красный цвет как символ добродетели огня, и обычным людям не разрешалось носить одежду такого цвета.

Красный цвет разделяли на множество оттенков, и существовали подробные правила их использования по особым случаям и в соответствии с социальным статусом. Простым людям не разрешалось использовать чистый красный цвет. Они могли использовать только более светлые оттенки красного, такие как цвет персика и тому подобное. Ограничения немного смягчались во время некоторых крупных церемоний и при особых обстоятельствах.

Стоит отметить, что в древние времена красный цвет имел другое значение, нежели «красный» в современном китайском языке. Согласно древнекитайскому словарю «Шовэнь Цзецзы» времён династии Хань, красный считался «смешением красного и белого цветов». Другими словами, «красный» в древнем китайском языке означал оттенок розового, а не ядовито-красный, каким мы его видим сегодня. Однако для облегчения восприятия сегодняшних читателей в этой статье будет использоваться слово «красный», чтобы описывать цвета разных тонов.

С точки зрения более высокого уровня, причина, по которой каждая династия имела свою уникальную историю и культурное наследие, состояла в том, что у каждой из них было разное происхождение. Поэтому цвета династий отличались друг от друга. Теория Пяти добродетелей и пяти цветов может объяснить вещи лишь на определённом уровне в человеческом мире и не является фундаментальной реальностью.

Поскольку разные династии предпочитали разные цвета, нельзя утверждать, что красный – это традиционный «цвет праздника». Так, например, в эпоху династии Шан люди считали, что красный – это цвет крови, который и символизирует смерть, поэтому его использовали только на похоронах.

Цвета свадебного платья в древние времена также варьировались. В зависимости от эпохи это мог быть чёрный, белый, зелёный, красный или какой-нибудь другой цвет. В древние времена в день свадьбы жених и невеста редко одевались в красное, как сегодня. Даже если красный цвет использовали, то только для наряда одного человека, а не обоих. Это объясняется тем, что между мужчиной и женщиной есть различия, и древние люди были очень осторожны в этом вопросе.

Другой пример – двустишия (Ши), написанные к китайскому Новому году. Эта традиция прошла долгую историю, прежде чем обрела современный вид. Но изначально для двустиший не использовали красную бумагу. Некоторые азиатские страны, ранее находившиеся под влиянием Китая, до сих пор следуют древним традициям. Так в Южной Корее часто используют белую бумагу, а слова написаны чёрными чернилами.

В Китае люди начали использовать красную бумагу для стихов во времена династии Мин. В то время учёные, как правило, выбирали светло-красную бумагу. С точки зрения науки о цвете, такой цвет предназначен только для украшения.

Во время перехода к династии Цин люди перестали использовать красную бумагу для стихов. Согласно книге «Цин бай лэй чао», придворные учёные (из академии Ханьлинь) писали куплеты на белом шёлке. При посещении Запретного города некоторые люди удивлялись, увидев, что двустишия написаны не на красной бумаге, как они ожидали.

Кроме того, в традиционных религиозных местах, таких как древние храмы и монастыри, обычно используют светло-жёлтую бумагу, а не красную.

Запретный цвет

Из исторических книг можно узнать, что красный цвет не был любимым во все века. Ярко-красный цвет, который используют сегодня, чрезвычайно редко использовали для окрашивания в древние времена. Хотя в некоторых народных обычаях красный цвет считался символом доброго предзнаменования, в отдельных обстоятельствах он также рассматривался как запретный.

Так, например, в народных поверьях утверждается, что кошелёк не должен быть красным, иначе можно потерять деньги. Существуют самые разные толкования. Некоторые ссылаясь на теорию пяти элементов, утверждают, что огонь (красный цвет) побеждает металл (деньги). А другие связывают красный цвет с бухгалтерией, при ведении которой недостачу выделяют красным цветом.

Даже мастера фэншуй не рекомендуют размещать в доме слишком много красных предметов или картин, поскольку это может нарушить баланс пяти стихий. Многие психологи с осторожностью относятся к красному цвету – его избыток вызывает раздражение. Некоторые врачи выступают против красного цвета как основного цветового тона в оформлении помещений, поскольку от него устают глаза. Даже могут начаться сопутствующие заболевания.

Подобная осторожность в отношении красного цвета распространилась и на повседневную жизнь. Дорожные знаки и знаки, обозначенные красным цветом, часто предупреждают об опасности или о том, что надо остановиться. В природе растения и особенно животные с красным окрасом бывают опасными и ядовитыми.

Подобная ситуация наблюдается и в литературе. В Китае существовала поговорка, что письма, написанные красным, могут нести плохое предзнаменование. И правда, письма о расставании часто пишут красным чернилами.

Эта традиция также уходит корнями в историю. В древние времена государственные чиновники часто записывали красным цветом имена людей, приговорённых к смерти. Говорили, что Бог Ада часто использует красную ручку, чтобы отметить имена людей, которым предстоит умереть.

В некоторых народных преданиях красный цвет ассоциируется с призраками. Поэтому некоторые пожилые люди противятся тому, чтобы их близкие носили красную одежду вечером. Мы не знаем наверняка, таится ли в этом опасность. Но часто призраки, описанные в древних китайских книгах, были красного цвета. Этого многие люди не знают.

В буддийской книге времён династии Тан «Фаюань чжулинь» описано привидение – «красное и высокое». В книге времён династии Цзинь «Лин гуй чжи» также сказано о «красном призраке ростом около трёх метров». В книге эпохи династии Хань «Лунь хэн» тоже написано: «Люди, которые видят призраков, часто говорят, что они [призраки] красные».

Кроме того, похоже, что призраки любят носить красное. В «Тайпин гуанцзи» («Обширные записи эпохи Тайпина») записана история человека, которого окружили более 400 призраков, «одетых в красное и ростом более 6 метров». Когда человек прочитал наизусть даосские тексты, призраки решили, что он праведный и защищён Богом, поэтому отпустили его.

Оружие у призраков тоже часто бывает красным. Лунь Хэн писал, что «призраки и яды имеют один и тот же цвет», а «лук и стрелы [используемые призраками] – красные».

Хотя в культуре китайской компартии превозносят красный цвет, в древние времена в Китае он не был столь популярен. Конечно, сам по себе красный цвет нельзя назвать плохим. К тому же то, что мы обсуждаем, ограничено человеческим уровнем. В других пространствах, включая Божественную сферу, красный цвет может иметь совершенно иное значение.

Продолжение следует…

Часть 2


Уважаемые читатели! Мы в социальных сетях:

https://telegram.me/yuanmingrussia — Телеграмм

https://www.facebook.com/yuanmingrussia/ — Фейсбук

https://vk.com/public194201714 — Вконтакте

https://ok.ru/group/57355097604114 — Одноклассники

https://www.youtube.com/channel/UC9TvY1tB-KYMZIvQeROsnqA — YouTube

https://zen.yandex.ru/id/5ec826d987eb5a1725e23a02 — канал Яндекс Дзен

https://twitter.com/yuanmingru — Твиттер

Ждём вас!

  • Фалунь Дафа семинар
  • Остановить убийства людей ради их органов
  • Популярное

    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic