fbpx

Фалунь Дафа в мире

Ставка на счастье

Что такое хорошая жизнь? Как следует жить? Каким должен быть человек? В своих ответах на эти извечные вопросы великие умы истории часто обращались к понятию добродетели.

Фото: ru.freepik.com

Философы древности и современности утверждали, что дорога к счастливой, процветающей и достойной жизни вымощена добродетелями. Аристотель, например, считал, что любой, желающий вести добродетельную жизнь, может достичь самореализации.

Совсем недавно философ Розалинда Херстхаус заявила, что обладание добродетелью и её проявление — единственная надежная гарантия счастливой и процветающей жизни, так же как здоровый образ жизни — единственная надежная гарантия здоровой жизни.

А в жизни нет никаких гарантий. Тем не менее, если мы берём на себя обязательство вести добродетельную жизнь, утверждается, что мы делаем всё, что в наших силах, чтобы максимизировать своё счастье.

Есть ли какие-либо основания для таких утверждений? Действительно ли более добродетельные люди счастливее? Если мы будем развивать добродетель, сможем ли мы стать счастливее?

К счастью, в последние несколько десятилетий в научном изучении добродетели наметился подъём, что позволило нам получить интересные данные о взаимосвязи между добродетелью и счастьем. Прежде чем мы углубимся в эти вопросы, давайте вкратце рассмотрим, что психологи думают о добродетели.

Хотя добродетель является размытым термином, большинство психологических определений сходятся на том, что добродетели представляют собой необычайно сильные стороны характера, служащие оптимальному внутриличностному и межличностному функционированию.

Рассмотрим честность, доброту, искренность, мудрость, смелость, справедливость и трудолюбие. Это наши благородные качества, которые выступают как мощный ресурс для преодоления трудностей, присущих человеческому существованию и жизни в обществе.

Учитывая решающую роль, которую они играют в оптимальном функционировании, неудивительно, что люди, лишенные добродетелей, обычно не преуспевают. Когда мы думаем о людях, которые усложняют жизнь себе или другим, мы часто обращаем внимание на низкий уровень определенных добродетелей, будь то честность, милосердие или самоконтроль.

Взаимосвязь между добродетелью и счастьем

Растущая эмпирическая литература о добродетели и счастье предлагает мощную поддержку вековому аргументу о том, что добродетели увеличивают счастье. Одна линия поддержки исходит из исследований, показывающих, что добрые дела связаны с хорошим самочувствием.

Исследование с использованием метода ежедневного ведения дневника показало, что поведение, позволяющее проявлять добродетель (например, выражение благодарности, раздача денег нуждающимся, настойчивость в достижении важной цели даже перед лицом препятствий), было связано со значительно более высоким благополучием, чем чисто гедонистическое поведение, обремененное приёмом алкоголя, наркотиков или занятиями сексом с тем, кого не любишь.

Более того, ежедневное добродетельное, но не ежедневное гедонистическое поведение предсказывало большую удовлетворенность жизнью и осознание смысла на следующий день, что свидетельствует об их причинной роли в содействии счастью.

По сравнению с преследованием гедонистических или эгоистических целей, ориентир на добродетель связан с большим благополучием. В одном исследовании те, кто придерживался альтруистической жизненной позиции, старался быть верным и преданным семье и друзьям, помогал другим, а также принимал участие в социальной и политической жизни, сообщали о более высокой удовлетворенности жизнью как единовременно, так и с течением времени.

Приверженность конкурентным целям, связанным с богатством и потреблением, напротив, была связана с более низкой удовлетворенностью жизнью. Из этих и подобных открытий вырисовывается картина, что добродетельные, превосходящие собственные интересы приоритеты в жизни связаны с большим счастьем.

Исследования, в которых оценивается, в какой степени человек обладает определёнными добродетелями, и насколько он счастлив, ещё раз подтверждают положительную связь между добродетелью и счастьем.

В этих исследованиях использовалась классификация Values in Action «Ценности в действии» (VIA), которая определяет 24 измеряемые сильные стороны характера, такие как любовь к учёбе, храбрость, прощение, справедливость и благодарность. Можно пройти онлайн-опросник VIA (бесплатно, но требуется регистрация) и узнать, каковы ваши главные добродетели.

Какие добродетели наиболее тесно связаны со счастьем?

Исследования, проведённые с помощью системы VIA, выявили положительную связь между практически любой сильной стороной характера и счастьем. Тем не менее, некоторые характеристики имеют более тесную связь со счастьем, в частности: любовь, благодарность, надежда, любопытство и энтузиазм.

Исследования подростков и детей младшего возраста (по описанию их родителей) аналогичным образом показывают, что любовь, энтузиазм, надежда и благодарность являются сильными сторонами характера, наиболее тесно связанными со счастьем. Кросс-культурные исследования и опрос знакомых с респондентами людей, лишь усиливают надёжность этих выводов.

Видите ли вы общую нить, связывающую сильные стороны характера, наиболее тесно связанные со счастьем — любовь, благодарность, надежду, энтузиазм и любознательность? Можно утверждать, что все они имеют аспекты, выходящие за пределы личности.

Любовь, конечно же, связывает нас с другими людьми. Благодарность соединяет нас с благожелательной высшей силой, а также с другими людьми. Любознательность связывает нас с богатым, увлекательным миром.

Надежда связывает нас с желанным будущим. И, наконец, энтузиазм представляет собой энергетическую связь со всем, что предлагает жизнь. Преодоление эго и подключение к чему-то большему, чем Я, считаются важными для психологического здоровья и благополучия. Поэтому нас не должно удивлять, что добродетели, способствующие развитию этих качеств, в наибольшей степени способствуют счастью.

Как развивать добродетель

Недвусмысленная связь между добродетелью и счастьем предполагает, что взращивание добродетели может быть многообещающей стратегией счастья. И продольные, и интервенционные исследования поддерживают эту точку зрения и показывают, что увеличение добродетели сопровождается увеличением счастья.

Прирост счастья оказывается ещё большим, если увеличение происходит среди вышеупомянутых добродетелей, наиболее тесно связанных со счастьем. Как и в случае с любой чертой характера, добродетели имеют значительный генетический компонент.

Поэтому не стоит ожидать, что они будут бесконечно изменчивы. В то же время, есть убедительные доказательства того, что мы можем развивать добродетели в той мере, в какой они повышают наше счастье.

Если мы убеждены в благотворной силе добродетели, как нам развивать её? Ответ на этот вопрос восходит, по крайней мере, к Лао-цзы и к Аристотелю, которые утверждали, что добродетели могут быть сформированы привычкой. Соответственно, мы становимся добродетельными, поступая добродетельно.

Например, если мы хотим воспитать в себе доброту, нам нужно регулярно совершать добрые поступки, например, работать волонтёром, навещать пожилых соседей или выражать благодарность другим людям.

Или, если мы хотим развивать любознательность, нам нужно создать в своей жизни возможности для стимулирования и удовлетворения нашей любознательности. Например, мы можем взять на себя обязательство слушать новые подкасты, пробовать новую еду или регулярно путешествовать в новые места.

Но, конечно, добродетели — это не только привычки поступков, но и привычки сердца и ума. Добродетельные поступки, если они искренни, проистекают из добродетельных мыслей и чувств.

Например, надежде, мудрости и любви предшествуют полные надежды, мудрости и любви психологические состояния. Хотя для разных добродетелей могут потребоваться разные подходы, один навык может универсально способствовать развитию привычек сердца и ума: осознанность — обращение внимания на наш текущий опыт с отношением открытости и принятия.

Чем более мы внимательны, тем легче нам становится распознавать наши более и менее добродетельные мысли и чувства. Это признание в сочетании с мягким и сострадательным отношением к себе со временем позволит нам лучше регулировать свои мысли и эмоции, укрепляя более добродетельные внутренние состояния и уменьшая менее добродетельные.

Роль культуры в воспитании добродетели

Знакомство с образцами добродетели имеет решающее значение для воспитания добродетели. Когда мы рассматриваем развитие характера детей, становится очевидной важность окружать их добродетельными образцами для подражания. Тем не менее, взрослые также получают большую пользу от общения с теми, кто обладает замечательными чертами характера.

Эти люди наставляют и вдохновляют нас своим существованием. Очень важно, что знакомство с добродетелью (или ее отсутствием) происходит не только в нашей повседневной жизни и в наших узких социальных кругах, но и в социальных сетях.

Важно задать себе вопрос, какие добродетели представляют знаменитости или авторитеты, за которыми мы следим в социальных сетях, если таковые имеются.

Это подводит нас к вопросу о важности культуры в воспитании добродетелей. Для процветания добродетели необходимы благоприятные культурные условия, одним из которых является широкая доступность и одобрение образцов для подражания добродетели.

Другим условием является культурная значимость добродетели — то есть то, насколько добродетели являются частью общественного мнения. В культуре, ориентированной на добродетели, люди говорят и пишут о добродетелях, что само по себе является показателем того, насколько эта тема занимает центральное место в их умах.

Интересно, что существуют способы научного определения культурного значения добродетели. В одном из таких исследований я сотрудничала со своей сестрой-близнецом доктором Селин Кесебир из Лондонской школы бизнеса.

Вместе мы проследили, как часто слова, связанные с добродетелью, появлялись в американских книгах на протяжении XX века. В частности, мы составили список из 50 слов (любовь, мужество, настойчивость, прощение и проч.) и изучили частоту появления этих слов в книгах, оцифрованных Google. Наш анализ выявил значительное снижение для 74% слов с 1900 по 2000 год.

При ближайшем рассмотрении мы увидели, что снижение было более выраженным для определенных групп добродетелей. Например, частота проявлений мужества, отваги и силы духа — всех добродетелей, связанных со способностью действовать и побеждать в трудных обстоятельствах — снизилась в среднем на 66,6%.

Большинство добродетелей, свидетельствующих о заботе и помощи другим (доброта, великодушие, милосердие, благотворительность, заботливость, готовность помочь, вежливость, любовь, мягкость, доброжелательность), также показали резкое снижение -55,7%.

Наконец, добродетели, поощряющие скромное мнение о себе (смирение, кротость и скромность), также показали существенное снижение — 51,5%.

Наши результаты свидетельствуют о том, что за последние сто лет внимание, уделяемое культурой понятиям морального характера и добродетели в Соединенных Штатах, снизилось. Это согласуется с обширными тенденциями в американском моральном ландшафте, которые отмечают многие ученые и социальные эксперты, связывая эти явления с ростом индивидуализма.

Добродетели делают мир лучше для нас самих и для других. Таким образом, уменьшение значимости добродетели в культуре в XX веке может вызывать беспокойство. Однако одним обнадеживающим событием, ознаменовавшим последние два десятилетия, является возросшая популярность позитивной психологии.

В своём стремлении изучить то, что способствует процветанию людей, позитивные психологи обратили своё внимание на добродетели и сильные стороны характера, как в индивидуальном, так и в организационном контексте.

Таким образом, научное изучение добродетели переживает беспрецедентный рост, а полученные уроки всё больше проникают в культуру. Подумайте о популярности таких концепций, как «ведение дневника благодарности» или «случайные акты доброты».

Эти концепции появились совсем недавно и являются чрезвычайно перспективными — особенно, если мы согласны с тем, что добродетели являются залогом счастья.

Пелин Кесебирдоктор философии, писатель, спикер и консультант по социальной психологии и психологии личности.

Источник: The Epoch Times

  • Фалунь Дафа семинар
  • Остановить убийства людей ради их органов
  • Популярное

    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic