Десять китайских заповедей
Своеобразный этический кодекс, составленный на основании цитат древних философов и китайского фольклора, демонстрирую нам глубину мудрости и понимания человеческой природы. Размышления на эту тему могут дать современникам новое видение причинно-следственных связей некоторых явлений, суть которых кроется в эмоциях человека.
I. Чрезмерная радость приводит к ошибкам
Древние говорили, что радость не должна быть чрезмерной. И, что крайняя радость сменяется печалью. В взволнованном состоянии сердечная защита человека ослабевает, и он склонен говорить не думая, произносит обидные или неуместные слова, что приводит к печальным результатам.
Как говорят в народе: «Длинный язык до добра не доведёт», особенно, когда вы испытываете радость. В расслабленном, добродушном состоянии вам хочется выговориться, излить душу. Даже если сердце затронуто, слова всё равно должны быть спокойными. Ведь сказанное уже не вернуть назад.
II. В состоянии гнева легко нарушить этикет
Гнев бывает разных видов. В «Книге песен» (XI–VI вв. до н. э.), которая входит в конфуцианское «Пятикнижие» говорится:
«Благородный человек в гневе будет сбит с толку и расстроен».
Смысл в том, что если благородный человек рассердился, то он может очень быстро опомниться.
Есть известное изречение китайского мыслителя Мэн-цзы:
«Король Вэнь рассердился и успокоил людей мира».
Король Вэнь из Чжоу был настолько разгневан постоянными вторжениями других государств, что приказал своим войскам остановить вторгшуюся армию государства Цзю, чтобы династия Чжоу добилась стабильности, а народ мог жить спокойной жизнью. В «Книге песен» есть строки, восхваляющие доблесть короля Вэна, который в порыве гнева сделал так, что люди стали жить мирно.
При общении с родными и близкими, обычными людьми, гнев может не только испортить отношения, но и нанести огромный вред здоровью разгневанного человека. Когда люди злятся, они часто забывают о границах и совершают грубые поступки, о которых потом жалеют. Поэтому в жизни мы должны научиться не злиться.
III. В панике легко потерять самообладание
Когда Цао Лю рассуждал о героях мира, Лю Бэй в изумлении уронил палочки для еды. Если даже Лю Бэй потерял самообладание, что тогда говорить про обычного человека? Как справиться с эмоциями, не выходя из себя?
Лао-цзы однажды сказал:
«Равнодушно принимать как славу (милость), так и позор (бесчестье)».
Цитата Су Сюнь, китайского писателя времен династии Сун:
«Даже если гора упадёт перед тобой, ты не изменишься в лице».
Китайский философ Ван Янмин однажды сказал, что «это сердце ничто не поколеблет».
Все эти высказывания говорят о том, как мы должны развивать в себе стойкое сердце, спокойно и равнодушно встречать славу, приобретения и потери, перемены в жизни.
IV. От большого горя легко потерять лицо
Под словом «лицо» здесь понимается не только внешность, но и состояние души. Другими словами, вкусив горечь и скорбь из сердца, нужно успокоиться и двигаться вперёд, не позволяя упадку брать над собой верх.
Согласно китайской медицине, глубокая печаль также может повредить нашему здоровью. Печаль — это эмоция, вызванная горем и страданием. При этом состоянии характерны бледный цвета лица, упадок сил, частые слёзы.
Китайская медицина считает, что печаль может перерасти в скорбь, и обе они повреждают лёгкие, поэтому говорят, что «чрезмерная печаль ранит лёгкие, а повреждение лёгких ослабляет энергию ци». Это говорит о том, что, слишком печалясь, можно навредить внутренним органам.
V. Придворного капельмейстера легко не заметить
Это похоже на то, когда у человека, который находится вне себя от радости, то он себя не контролирует. В состоянии счастья всё вокруг радует глаз, и в этот момент вы расслабляетесь, внимание также становится рассеянным, и в такой момент могут воспользоваться любым вашим упущением.
Известна китайская идиома, которая гласит, что если вы слишком довольны собой и слишком радуетесь, то неизбежно потеряете разум.
Лю Сян из династии Хань говорил:
«Соболезнующих встречают у дверей, а тех, кто с поздравлениями — тоже».
Смысл этих слов в том, что и пришедшие отдать последний долг и поздравляющие все входят в жилище через одну и ту же дверь. Это предупреждение для нас, чтобы мы всегда были настороже и не увлекались.
VI. Страх потери
В «Аналектах Конфуция» есть запись, как ученик Цзы-лу спросил у Конфуция:
«Если ты возглавишь армию, с кем бы ты имел дело?»
Конфуций ответил:
«Я не буду работать с человеком, который сражается с тигром голыми руками и переплывает реку без лодки, а также с мастером боевых искусств, который умирает без сожаления. Я предпочитаю работать с такими людьми, которые испытывают страх и осторожность, при выполнении задач проявляют находчивость и умеют доводить дело до конца».
Конфуций считал, что умеренный страх помогает совершать поступки. Но если страх настолько велик, что переполняет нас, есть большая вероятность того, что мы не сможем отстоять свои принципы и позиции, сделать правильный выбор или решить проблему.
VII. Накопительство легко приводит к смерти
Лао-цзы сказал в «Дао Дэ Цзин»:
«Если вы слишком бережливы, вы накопите много денег, а если будете хранить слишком много, вы умрете».
Тот, кто чрезмерно стремится к материальным благам и славе, должен усердно работать и прилагать много сил и энергии. В результате, чем больше он теряет, тем жаднее он становится, и чем больше они накапливают богатства, тем чаще это вызывает зависть и обиду, и тем больше он страдает.
В жизни слава, удача и богатство — это действительно посторонние вещи, и мы не должны подвергать себя опасности в погоне за ними. Суть в том, что в погоне за мелочами мы забываем о главном.
VIII. Пьяному легко потерять свою добродетель
Поговорка о том, что в пьяном виде легко потерять добродетель, касается слов и поведения человека. В состоянии опьянения нерациональные и неустойчивые поступки людей, как правило, сопровождаются многословной и несвязанной речью. Пьяный человек зачастую вообще не вспомнит об этом, но это не мешает другим принимать близко к сердцу и делать свои суждения.
Конфуций говорил, что только вино безбрежно, а не хаос. Он имел ввиду, что алкоголь допустим, пока человек дееспособен и не вызывает расстройства или отравления.
IX. Легко потерять доверие, говоря хвастливые речи
Не давайте легкомысленных обещаний. Обещания будут плодотворными, если будете выполнять то, что говорите. Прежде чем бить себя в грудь, взвесьте своё сердце и энергию.
В «Дао Дэ Цзин» говорится:
«Обещание, данное легкомысленно, станет невыполнимым».
Это означает, что обещание, данное легко, может быть трудно выполнить.
В «Аналектах Конфуция» говорится, что «древние не говорили слов, за которые потом будет стыдно». Конфуций призывал быть осторожными в словах и поступках, и не давать обещаний легкомысленно, иначе потеряете авторитет и уважение других.
Поэтому он считал, что слова древних людей имели вес, и они не говорили всё, что придёт им в голову, чтобы потом не было стыдно за невыполненные обещания.
X. Большие желания приводят к гибели
Лао-Цзы говорил: «Пять цветов ослепляют глаза; пять звуков оглушают уши; пять вкусов услаждают рот; скачки и охота заставляют сердце биться; редкие сокровища сводят с ума».
Говоря другими словами, если человек слишком сильно стремится к чувственным наслаждениям, он навредит своему телу, запутает свой разум и даже может умереть от этого.
«Море открыто сотням рек, и терпимость его велика.
Стена стоит тысячи миль, но нет желания быть непреклонной».
В этом двустишии Линь Цзэсюй цитирует Конфуция, чтобы показать, что, если человек научится контролировать свои желания, он станет сильным и могущественным.
Источник: The Epoch Times
Уважаемые читатели! Мы в социальных сетях:
https://telegram.me/yuanmingrussia — Телеграмм
https://www.facebook.com/yuanmingrussia/ — Фейсбук
https://vk.com/public194201714 — Вконтакте
https://ok.ru/group/57355097604114 — Одноклассники
https://www.youtube.com/channel/UC9TvY1tB-KYMZIvQeROsnqA — YouTube
https://zen.yandex.ru/id/5ec826d987eb5a1725e23a02 — канал Яндекс Дзен
https://twitter.com/yuanmingru — Твиттер
Ждём вас!