Праздник Цинмин. Происхождение и традиции
Цинмин (что означает «ясный и яркий») — один из 24 солнечных периодов в лунном календаре. Когда наступает Цинмин, количество осадков увеличивается, а температура начинает повышаться, что является благоприятным для вспашки и посадки. Поэтому в сельском хозяйстве существуют такие поговорки, как «До и после Цинмина сажайте дыни и бобы» и «Цинмин — лучшее время для восстановления лесов».
В Альманахе сказано: «Через пятнадцать дней после весеннего равноденствия, когда Ковш Большой Медведицы указывает на И, наступает Цинмин. В это время всё чисто и светло, воздух прозрачен, и всё видно, отсюда и название».
Цинмин ежегодно выпадает на период с 4 по 6 апреля по григорианскому календарю. Например, в 1943 году он выпал на 6 апреля, в 2023 — на 5 апреля, а в 2024 — на 4 апреля.
Поскольку Праздник холодной пищи, традиционный праздник поклонения предкам и уборки могил, проходил примерно в то же время, что и Цинмин, эти два праздника объединили в один, создав нынешний Праздник Цинмин.
Праздник Цинмин, история которого насчитывает более 2 500 лет, имеет два значения. Одно из них — солнечное, означающий смену времён года, а другое относится к традиционному празднику, посвящённому сыновней почтительности.
Происхождение и легенда Праздника холодной пищи
Праздник холодной пищи появился ещё до Праздника Цинмин. В «Обрядах Чжоу-Ся Гуань Сыма» говорится: «Весной разжигайте новый костёр». О происхождении Праздника холодной пищи ходят разные истории. Говорят, что это произошло от древнего способа сверления древесины для добычи огня. В древние времена использовали разные породы дерева для разведения огня в зависимости от времени года. Прежде, чем разведут новый костёр, людям запрещалось зажигать огонь.
Во время Праздника холодной пищи было запрещено разводить огонь, а с наступлением Цинмин зажигали «новый огонь». Это символизирует прощание со старым и приветствие нового — с новой надеждой, новой жизнью и началом нового цикла.
Позже Праздник холодной пищи стал фокусироваться на благодарности и делал упор на воспоминание и выражение признательности своим предкам, в частности, чтобы почтить память Цзе Цзытуя, верного министра в государстве Цзинь периода Вёсен и Осеней.
Легенда гласит, что в периоды Вёсен и Осеней (770-476 гг. до н. э.) и Сражающихся царств (475-221 гг. до н. э.) Ли Цзи, наложница герцога Сянь Цзиньского, вынудила принца Шэнь Шэна покончить жизнь самоубийством, чтобы её собственный сын Си Ци мог унаследовать трон.
Младший брат Шэнь Шэна, Чунъэр, был вынужден отправиться в изгнание, чтобы избежать бед. Во время изгнания Чунъэр перенёс всевозможные унижения и лишения, и большинство министров, которые первоначально следовали за ним, покинули его. Одним из немногих преданных последователей, которые остались заботиться о нём, был Цзе Цзытуй.
Однажды Чунъэр был настолько голоден, что не мог даже идти. Цзе Цзытуй отрезал кусок плоти от своего бедра и сварил суп, чтобы утолить голод принца. После девятнадцати лет изгнания Чунъэр вернулся в своё государство и взошёл на трон как герцог Цзинь Вэнь. Он наградил министров, которые следовали за ним в изгнании, но забыл о Цзе Цзытуе, а тот вернулся домой, чтобы заботиться о своей матери.
После того, как другие напомнили ему об этом, герцог Цзинь Вэнь почувствовал себя очень неловко. Он несколько раз отправлял послов, чтобы пригласить Цзе Цзытуя ко двору и получить награду, но безуспешно. Поэтому он лично отправился к нему домой, но обнаружил, что дверь заперта. На самом деле Цзе Цзытуй не хотел признавать за собой заслуг и скрылся с матерью на горе Мянь (нынешний уезд Цзесю провинции Шаньси).
Когда императорская стража не смогла найти его на горе, кто-то предложил поджечь гору, чтобы вынудить Цзе Цзытуя выйти. После того, как пожар продолжался три дня и три ночи, Цзе Цзытуй так и не появился. Когда герцог Вэнь поднялся на гору, он увидел Цзе Цзытуя и его мать, обнимавших большую иву, оба сгорели заживо. В дупле ивы нашли кусок одежды, на котором кровью было написано стихотворение:
Я разрезал свою плоть, чтобы служить моему господину всем сердцем,
надеюсь, мой господин всегда будет иметь ясный ум.
Лучше (для меня) быть призраком под ивой,
чем министром наставлений при господине.
Если мой господин сохранил меня в сердце,
помни меня и всегда размышляй о себе.
Моя совесть чиста в этом нечистом мире,
если (мой господин) из года в год сохранит чистоту правления.
Сильно опечаленный герцог Цзинь Вэнь сохранил стихотворение и приказал с честью похоронить Цзе Цзытуя и его мать под ивой. Он также приказал изменить название горы Мянь на гору Цзе и объявить день смерти Цзе Цзытуя Праздником холодной пищи. Каждый год в день памяти Цзе Цзытуя людям не разрешалось разводить огонь для приготовления пищи.
Происхождение и обычаи Праздника Цинмин
Говорят, что Праздник Цинмин начался с того, что в древние времена люди совершали жертвоприношения на могилах императоров и министров. Позже люди также начали поклоняться своим предкам и убирать их могилы в этот день, и эта традиция передавалась из поколения в поколение и стала соблюдаемым обычаем в Китае. В это время пейзажи становятся красивыми и яркими, это хорошее время для весенних прогулок. Поэтому Праздник Цинмин также известен как Праздник прогулок, Праздник на природе, Мартовский праздник и Праздник поклонения предкам.
Была ещё одна история о Празднике Цинмин, связанная с Цзе Цзытуем. Как выяснилось, герцог Цзинь Вэнь отправился на гору Мянь, чтобы принести жертвоприношения Цзе Цзытую, и увидел, как из обугленной ивы прорастают новые побеги, поэтому он назвал воскресшую иву «Ива Цинмин», а следующий день после Праздника холодной пищи — «Праздник Цинмин».
Герцог также отломил несколько ивовых веток, сплёл из них венок и надел на голову, как будто Цзе Цзытуй всё ещё был с ним. Позже жители государства Цзинь также носили венки из ивовых веток и сажали ивовые деревья в память о Цзе Цзытуе. Этот обычай соблюдали последующие поколения.
На Празднике холодной пищи тушили все костры, чтобы почтить память предков. На следующий день, во время Праздника Цинмин, император вёл своих генералов и придворных на грандиозную церемонию разжигания огня, во время которой заготавливались дрова для нового огня. Знаменуя процветание страны, избавлялись от старого и приветствовали новый огонь.
Позже эти два праздника были объединены в один, потому что они проходили один за другим. Итак, Праздник Цинмин — это одновременно и праздник подметания могил и почитания предков, а также праздник весенних прогулок, чтобы насладиться красотой матери-природы.
Помимо уборки могил, люди также с удовольствием сажали деревья, ходили на прогулки, надевали ивовые венки, качались на качелях, играли в куджу (древний вид футбола), запускали воздушных змеев и ели всевозможные пирожные и закуски.
Уборка могил
Во время Праздника Цинмин потомки убирали сорняки на могилах своих предков и приносили жертвы, в том числе вино, цветы, фрукты и рисовые лепёшки. В целом это называется «подметание могил».
После уборки сорняков стопка из трёх надгробных записок прижималась к надгробной плите камнями или кирпичами, что называется «висящие записки» или «прижатые записки». Это указывает на то, что потомки отдали дань уважения могиле предков и отремонтировали дом (могилу) своих предков — это не одинокая могила, которой никто не поклоняется. Легенда гласит, что оставленные записки могут упокоить души предков и принести семье удачу.
Существует обычай: после церемонии «подметания могил» раздавать рисовые лепёшки бедным детям, живущим неподалёку, чтобы показать, что добродетели предков сохраняются на протяжении многих поколений.
Прежде чем вернуться домой, люди разбивают сваренные вкрутую яйца о надгробную плиту, очищают их и бросают яичную скорлупу на могилы предков, символизируя бесконечный цикл инь и ян, возвращаясь к исходной точке, где избавляются от невезения и начинают новую жизнь.
Сажать деревья
В дни празднования Цинмин погода очень благоприятствует росту деревьев, поэтому некоторые люди также называют этот праздник днём посадки деревьев. Они сочетают уборку могил и поклонение предкам с посадкой деревьев, что по сей день остаётся одним из обычаев Цинмин.
Говорят, что посадка деревьев связана с древним поклонением предкам, похоронными обычаями и благословением будущих поколений. Правители периода Западной Чжоу (1046 — 771 гг. до н. э.) сажали деревья возле могил, чтобы показать свой статус, в то время как простым людям не разрешалось это делать. Лишь в период Вёсен и Осеней этот обычай был представлен широкой публике, чтобы отметить место могил их предков.
В «Книге обрядов» говорится, что прежде, чем Конфуций отправился путешествовать по разным государствам, он посадил сосны и кипарисы на могилах родителей, чтобы потом опознать их. В древние времена большинство мавзолеев и гробниц находились в дикой местности, и когда люди каждый год приходили убрать могилы и поклониться предкам, они обнаруживали, что могилы заросли сорняками, и их трудно узнать. Поэтому некоторые люди сажали возле могил вечнозелёные сосны и кипарисы, чтобы можно было легко найти их в следующем году. Позже это стало традицией Праздника Цинмин.
Весенние прогулки
В дни празднования Цинмин стоит прекрасная погода, дует лёгкий ветерок и пригревает весеннее солнце. Взрослые и дети, мужчины и женщины надевают новую обувь и отправляются на прогулку за город. Этот обычай известен как «Весенняя прогулка», Синцин, знакомство с весной, поиск весны и так далее. Праздник Цинмин, день благодарности и уважения предков, также является временем отдыха и радости.
Обычаи с ивовыми ветвями
В «Суй Ши Цзи» говорится, что в регионе Цзянхуэй в период правления Пяти династий (907 — 960 гг. н. э.) в каждом доме на дверь вешали ветку ивы в память о Цзе Цзытуе. Из муки и финиковой пасты делали ласточек, нанизывали одну на ветку ивы и вешали на дверь, чтобы вызвать душу Цзытуя. Ласточка называется «Цзытуй Янь» (лллласточка Цзытуя).
Люди верят, что ива может сгладить энергию ян, привлечь удачу и отогнать злых духов и эпидемию. Люди сплетали ветви ивы и носили на голове как венок, а также украшали ивовыми ветками свои дома.
Катание на качелях
Изначально слово «качаться», «цюцянь», означало «цяньцю», то есть двигаться, держась за кожаную верёвку. В древние времена качели в основном делали из веток деревьев и обвязывали разноцветными лентами. Верёвки для прочности и долговечности обычно делали из шкур животных. Позже качели стали делать из двух верёвок, прикреплённых к раме и сиденью.
Что касается происхождения слова «качели», то Гао Уцзи из династии Тан писал в предисловии к книге «Качели в гареме императора У из династии Хань»: «Качели (как слово) также означают тысячи лет. Император У из династии Хань молился о тысяче лет жизни, поэтому в его гареме было много качелей для развлечения». Во времена династии Тан качание на качелях стало важным развлечением в период Цинмин.
Игра в куджу
Куджу произносится как «куджу» (蹴鞠) — это игра в мяч ногами, без помощи рук. Она пользовалась успехом во время Праздника Цинмин в древние времена и напоминает современный футбол.
Согласно книге «Ши У Цзи Юань» Гао Чэна из династии Сун, игра куджу возникла в эпоху Жёлтого императора, первоначально для тренировки воинов. Она стала популярной среди гражданских лиц во времена династии Хань и довольно популярной в армии во времена династии Тан.
Игра достигла пика популярности во времена династии Сун, и в куджу играли даже в императорском дворце. На известной работе в стиле гохуа Хуан Шэня «Картина куджу» династии Цин, изображены император Тайцзу и император Тайцзун из династии Сун, играющие в куджу с министром Чжао Пу и другими министрами и слугами.
Во времена династий Мин и Цин это искусство постепенно пришло в упадок. В сегодняшнем отбивании волана (бадминтон) всё ещё можно увидеть частичку куджу.
Запуск воздушных змеев
Древние люди запускали воздушных змеев в память о своих старых друзьях и усопших родственниках во время Праздника Цинмин. Они выражали свою любовь к воздушному змею и посылали его своим умершим родственникам и друзьям. Запуск проводился как днём, так и ночью. В ночное время на воздушном змее или на верёвочке подвешивали гирлянды маленьких разноцветных фонариков, похожих на мерцающие звёзды, и их часто называли «волшебными фонариками».
Во времена династии Цин существовала пословица: «Перережь верёвку, связывающую гончих (преследователей), на Празднике Цинмин, чтобы избежать несчастий». Люди делали воздушных змеев, напоминающих хищных птиц (таких как коршуны), писали на них о своих бедах или болезнях, от которых хотели избавиться. Когда воздушные змеи поднимались высоко в воздух, люди перерезали верёвки, надеясь, что бедствия исчезнут вместе с улетающими на ветру воздушными змеями.
Эпилог
В традиционной китайской культуре Праздник Цинмин — это день поминовения предков и усопших родственников. Люди испытывают благодарность своим предкам за их преданность делу и вклад и помнят об их моральных качествах. Это праздник, который передаётся из поколения в поколение, демонстрируя традицию сыновней почтительности и культуру благодарности.
Примерно в это время года я всегда размышляю о жизненном пути. Действительно ли истинный смысл жизни — это путешествие от рождения к смерти, которое в конечном итоге превращается в пепел? Об этом действительно стоит глубоко задуматься.
Я хотел бы закончить статью своим стихотворением «Быть в безопасности — это благословение». Я надеюсь, что каждый сможет держаться подальше от компартии Китая и быть счастливым и в безопасности.
Быть в безопасности — это благословение
Все в мире стремятся к счастью,
но не знают, что быть в безопасности — это благословение.
Держитесь подальше от злой компартии, чтобы избежать катастроф
Узнать правду — истинное благословение.