fbpx

Фалунь Дафа в России и в мире

Возмездие за тщеславие и высокомерие: «Нарцисс» Караваджо

Согласно «Метаморфозам» Овидия, красавец Нарцисс был сыном нимфы Лириопы и речного бога Цефиса. Он был охотником. Несмотря на все похвалы и восхищение, которые получал от людей, красивый юноша насмехался над их комплиментами. Гордыня оберегала его от привязанностей. Возможно, с его точки зрения, никто не был достоин его любви.

«Нарцисс» Караваджо (1594-1596). (Image: wikimedia / CC0 1.0)

Однажды, когда Нарцисс охотился в лесу, его заметила ореадская нимфа Эхо и влюбилась в него. Она попыталась его обнять, но, к её ужасу, он обошёлся с ней так же, как и с остальными, оттолкнув с презрением. Уязвлённая Эхо бродила по лесу, пока не умерла, и после неё остался только звук эха. Немезида, богиня возмездия, узнала о кончине Эхо и решила наказать Нарцисса за высокомерие.

Когда ореадская нимфа Эхо заметила Нарцисса, она мгновенно влюбилась в него. (Image: Screenshot / YouTube)

Это было проклятие: Нарцисс, увидев своё отражение в воде, влюбился в себя. Поначалу он не обращал внимания на своё отражение, но вскоре понял, кто это. Охваченный отчаянием, он покончил с собой. Существуют различные версии истории Нарцисса, но все они изображают его безумно влюблённым в себя. Так появилось слово «нарциссический».

Картина Караваджо «Нарцисс»

Художник Микеланджело Меризи да Караваджо прекрасно проиллюстрировал Овидиеву версию этой истории. Фигура Нарцисса ярко выделяется на тёмном фоне картины. Она нарисована так, словно от него идёт свечение, в то время как тёмные оттенки фона контрастируют с его прекрасной фигурой. Означает ли темнота на заднем плане отказ от мира в пользу концентрации на себе? Или речь идёт об испытании, которое вот-вот обрушится на него из-за его любви к себе? Художник Эрик Бесс видит в этом и то и другое.

Он объясняет, что любовь Нарцисса к самому себе заставила его забыть обо всём, что его окружало. Из-за своего желания любить только себя он не обращал внимания на других и не чувствовал к ним сострадания. Отсутствие сострадания заключило его в клетку собственного мира. Тёмные тени на заднем плане приближались, привлечённые природой его желания. В конце концов, эта тоска привела его к гибели.

Композиция картины разделена на две части: Нарцисс, занимающий верхнюю часть, и его отражение в нижней. В то время как человек и его отражение фактически не могут взаимодействовать, Караваджо передаёт эту связь, соединяя левую руку человека с его отражением, создавая овальную форму с его зеркальным отражением.

Портрет итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо. (Image: wikimedia / CC0 1.0)

Бесс воспринимает этот овал как символ божественного возмездия от богини Немезиды. Нарцисс восхищался своим отражением, вплоть до одержимости. Но подобно тому, как он обращался с молодыми женщинами, предлагавшими свою любовь, его отражение ничем не отвечало ему, кроме холодности. Это было возмездие.

Как выразился Эрик Бесс:

«Что происходит, то и происходит».

Профессор психологии Джин Твенж из Университета Сан-Диего и автор книги «Эпидемия нарциссизма» утверждает, что нарциссизм особенно широко распространён среди молодёжи.
В наше время слишком много самохвальства и тщеславия. Знаменитая картина Караваджо напоминает нам об одержимости Нарцисса и его жалком конце.

Источник: visiontimes.com

  • Фалунь Дафа семинар
  • Популярное

    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic