В чём скрытый смысл идиомы «утолять жажду отравленным вином»?
В идиоме «утолять жажду отравленным вином» намекается на употребление алкоголя для утоления жажды.
Данная идиома взята из книги «Истории династии Поздняя Хань», продолжения исторической хроники «Ханьшу», и обозначает ядовитое вино, которое производят с помощью того, что окунают перья ядовитой выпи. Идиома является метафорой, указывающей на стремление решить сиюминутные проблемы, не обращая внимания на большие беды в будущем.
Хуо Сюэ из династии Восточная Хань с ранних лет проявлял исключительный талант. Он сдал императорский экзамен на звание второй учёной степени в очень юном возрасте. В возрасте пятнадцати лет его дядя Сун Гуан был ложно обвинён в подмене императорского указа и заключён в тюрьму, где его допрашивали и пытали.
Хуо написал сонет в его защиту, в котором были такие строки:
«Сун Гуан происходит из семьи чиновников и евнухов, его карьера была ровной и гладкой. Сейчас он занимает высокий пост в правительстве и в его характере нет ничего предосудительного. Такой человек, даже если у него есть сомнения по поводу указа императора, воспользуется безопасным способом его решения. Как он может изменить указ в частном порядке под угрозой смертной казни? Такое поведение подобно тому, как человек, испытывающий голод, ест ядовитые снадобья, и пьёт ядовитое вино, чтобы утолить жажду. Прежде чем пища попадёт в желудок, человек умрёт, поэтому никто на это не пойдёт!»
Прочитав его, генерал Лян Шань написал письмо, в котором оправдывал Сун Гуана, а Хуо Сюй прославился благодаря этому инциденту. Отсюда и произошла идиома «утолять жажду отравленным вином».
Комментарий
Первоначальная мораль идиомы об утолении жажды отравленным вином следующая: как можно навлечь большую беду в будущем, чтобы решить сиюминутные проблемы с помощью недальновидной уловки?
Однако в ходе исторического развития желания людей становятся непомерными и трудно поддающимися контролю. Потеря принципов и моральных границ человеческого бытия погружает человека в ситуацию потерянности и тупика.
К примеру, более ста лет назад люди пристрастились к опиуму. Однако в последнее время среда обитания стала ещё более пагубной, также увеличилось количество вызывающих привыкание вещей в сочетании с крайностью мышления, которые сложно различить. Если человек не осознаёт этого, то увязнет, собьётся с пути и в конечном итоге потеряет своё будущее.
«Утолять жажду отравленным вином» — это метафора, указывающая на стремление решить только сиюминутные трудности независимо от более серьёзных катастроф в будущем.
Вывод
Смысл идиомы «утолять жажду отравленным вином» можно трактовать и по-другому: ради сиюминутного, поверхностного, насущного желания или искушения человек пренебрегает или игнорирует долгосрочные, глубинные, сущностные потребности в улучшении или постоянном развитии, нанося вред организму, и страдает от последствий.
Ли Шичжэнь (1518-1593), китайский врач династии Мин, автор «Компендиума лекарственных веществ» так писал об опиуме: «Опиум был редкостью в прежние времена, но в последнее время стал полезным. Таким образом помутнение — это энергия, вытекающая из маков».
В полном цвету чашевидные цветки мака имеют великолепную окраску, лёгкую, полную страсти и очарования, что действительно поражает, и в них нет ни малейшего намека на зло. Тот, кто хоть раз видел цветущий мак, наверняка с трудом представит себе, как это прекрасное творение может быть связано с опиумом.
Пока формируются бутоны мака и робко свисают вниз зелёные листья, в центре цветка растет шаровидная завязь, которая впоследствии превращается в плод мака и становится ядом для опиума. Как правило, первые несколько затяжек опиума вызывают дискомфорт, но затем приходит чувство эйфории, сопровождаемое дикими галлюцинациями. Это основное характерное проявление отравления в организме человека.
Существует также выражение «духовный опиум», которое взято из статьи «К критике гегелевской философии права» Карла Маркса, опубликованной в 1844 году в немецко-французском ежегоднике: «Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа».
Маркс был атеистом. Он верил, что религия может принести людям счастливые иллюзии и обладает неким духовным утешительным эффектом. Он не верил, что люди могут уйти от мира и войти в Царство Небесное через вознесение. Таким образом, теория Маркса использует искушение построить в мире иллюзию в стиле утопии, предлагая людям восстать и бороться против мира, «протянуть руку, чтобы сорвать настоящие цветы».
В своей книге «Опиум интеллектуалов» в 1955 году французский писатель Раймон Арон сравнил марксизм с опиумом интеллектуалов, отрицающим основной прогресс человеческой цивилизации. Он резко критиковал догматизм и фанатизм таких людей, игнорируя любые эмпирические доказательства и цепляясь за набор идеологических рамок, процесс которых напоминает крайнюю религиозную или верующую систему в светском мире.
Совесть в сердцах людей является эталоном для суждения о том, что такое духовный опиум. Всё, что соблазняет человеческую мораль к упадку, попадает в эту категорию. Потому что она направлена на разрушение будущего человечества. Только поддерживая мораль, люди могут не заблудиться в хаотичном мире и, наконец, достичь другого берега Света.
Уважаемые читатели! Не забудьте подписаться, чтобы не пропускать новые публикации.
https://t.me/yuanmingrussia — телеграм канал
https://vk.com/public194201714 — Вконтакте
https://ok.ru/group/57355097604114 — Одноклассники
https://www.youtube.com/channel/UC9TvY1tB-KYMZIvQeROsnqA — YouTube
https://zen.yandex.ru/id/5ec826d987eb5a1725e23a02 — канал Яндекс Дзен