Сюань Цзан — мастер Трипитака династии Тан
Сюань Цзан (602—664 г.), известный как мастер Трипитака династии Тан, является одним из самых почитаемых буддийских монахов в истории Китая. Его паломничество в древнюю Индию для изучения буддизма и возвращение в Китай канонических писаний было описано в популярном фантастическом романе «Путешествие на Запад».
Сюань Цзан — мастер Трипитака Великой династии Тан. Иллюстрация: Джейн Ку/Великая Эпоха
Сюань Цзан с детства интересовался буддизмом и был принят в монахи в порядке исключения в возрасте 13 лет. Он посвятил себя практике по буддийскому учению и путешествовал по всему Китаю, чтобы учиться у известных монахов. Изучая буддизм, он обнаружил, что существует множество буддийских школ, которые противоречат друг другу, а также расхождения в переводе текстов. Для обретения истинной сущности буддизма Сюань Цзан решил отправиться в Тяньшу (китайское название древней Индии), чтобы найти там оригинальные канонические писания (сутры) и получить знания.
В 629 г. Сюань Цзан оставил Чанань, столицу династии Тан, и отправился в святую землю — Индию. На своём пути он столкнулся с многочисленными трудностями и опасностями.Ему потребовалось 4 года напряжённых усилий и удивительного упорства, чтобы пройти через Хами, Турфан, Кхарашар, Кучи, Аксу, горы Тянь-Шань в Кыргызстане, Кеш, Ташкент, Самарканд, Памир (в настоящее время Узбекистан), Бактрии в Афганистане, горы Гиндукуша и Джалал-Абад в Пакистане.
Пройдя через 16 стран, а затем вдоль шёлкового пути, он наконец достиг святой земли в северо-восточной части древней Индии. Большую часть времени он прошёл пешком или проехал верхом на лошади. Паломник едва избежал смерти от грабителей, пиратов, пережил песчаную бурю в пустыне, а также преодолел многие препятствия в высоких снежных горах благодаря помощи своих учеников, присоединившихся к нему во время его путешествия.
Сюань Цзан старательно учился, чтобы выучить санскрит — древний язык, используемый для записи учения Будды, а затем провёл несколько лет, слушая лекции буддистов в самом известном монастыре Наланда. Впоследствии он встретился со всеми известными мастерами и углубил своё понимание буддизма. Он стал одним из немногих, кто добился звания Трипитака, и был в числе тысячи монахов, которые освоили священные писания буддизма. Благодаря своим знаниям Сюань Цзан приобрёл в Индии большую известность.
Однажды один последователь брахманизма написал 40 священных писаний и повесил их на ворота буддистского храма. При этом он с уверенностью заявлял, что если кто-то сможет опровергнуть хотя бы одно из этих 40 священных писаний, то даст отрубить себе голову. Прошло несколько дней, но никто не смог бросить ему вызов. Тогда правитель попросил Сюань Цзана, чтобы тот вступил в дискуссию с последователем брахманизма. Сюань Цзан полностью опроверг все 40 священных писаний, приведя убедительные аргументы. У последователя брахманизма не было никакого другого выбора, кроме как смириться с поражением и быть казнённым, как он и обещал. Сюань Цзан сказал ему, что монахам запрещено убийство живых существ, и взял его с собой в качестве сопровождающего. Позже он позволил ему уйти.
В 642 г. правитель Харша в северной Индии был так впечатлён знаниями Сюань Цзана, что попросил его прочитать несколько лекций, а также провести дискуссии в общественных местах. Среди слушателей были восемнадцать вассалов правителя и от шести до семи тысяч монахов из всех школ буддизма и других религий. Лекция Сюаня вызвала единодушную похвалу всех присутствующих.
Во время лекции, следуя обычной практике в древней Индии, Сюань Цзан вывесил свои работы по буддизму на дверь и попросил оспорить их. Прошло 18 дней, но никто не смог бросить ему вызов. Сюань Цзан получил высокую похвалу от монахов буддийских школ Тхеравада (распространённое наименование Хинаяна — Малая колесница) и Махаяна (Большая колесница). Он стал известен по всей Индии как монах династии Тан. Древний индийский народ почитал его как святого.
В 643 г. Сюань Цзан отправился домой с 657 книгами о буддизме и со многими статуями Будды. Он прибыл в Чанань в 645 г. и сосредоточился на переводе буддистских книг. Большинство из этих книг позже исчезли в Индии, а переведённые китайские тексты стали самыми важными документами для изучения древних индийских писаний и научных достижений того времени.
После возвращения домой Сюань Цзан был принят во дворце императором Тайцзуном династии Тан, который попросил его написать о своём путешествии на Запад. Знаменитая книга «Великие записи из западных районов» (или «Путешествие на Запад в период династии Тан»), написанная Сюань Цзаном за 17 лет, распространилась более чем в 130 царствах. Это были драгоценные записи для изучения древней Индии, Непала, Пакистана, Бангладеш и Центральной Азии. Издание было переведено на разные языки, включая английский, французский, японский и др.
В 664 году Сюань Цзан умер в Чанани. На похороны мудреца собралось более одного миллиона человек, а тридцать тысяч скорбящих добровольно остались на ночь у могилы, чтобы почтить его память.
Источник: epochtimes.ru