Почему успешные люди вдруг решают уйти в монахи, оставив мирские достижения?
Сегодня, в эпоху конца кальпы, если вы спросите людей, изучают ли они священные писания или занимаются духовной практикой, многие посмеются над вами.
Они скажут, что их жизнь вполне благополучна, зачем им совершенствование? Другие скажут, что они верующие, совершают ритуалы, делают подношения статуе Будды, сжигают благовония, молятся богам и буддам о продвижении по службе и богатстве, а также о росте цен на акции и т. д.
Эти люди не совершенствуют свой характер и сознание, а относятся к буддам и бодхисаттвам как к главарям мафии. Вместо искреннего стремления улучшить свою духовную природу и постичь истинные учения некоторые люди пытаются вступить в сделку с буддами, предлагая дары в обмен на мирские блага, что противоречит сути буддизма.
Какой бы высокой не была цена, она не сравнится с расходами высокопоставленных чиновников компартии Китая. Они тратят свои средства в поисках благословенного места по фэн-шуй в надежде получить благословение, чтобы сохранить и обеспечить себе вечную власть.
Все императоры в истории надеялись передавать свои царства из поколения в поколение, но никто так и не смог этого добиться. Поэтому такой подход совершенно не работает.
Главный герой книги Стендаля «Красное и чёрное» Жюльен Сорель стремился подняться по социальной лестнице, используя любые доступные средства, включая религию. Жульен в душе не верил в Бога, но для достижения своей цели он развил в себе выдающиеся способности цитировать Библию наизусть. Он устроился на работу домашним учителем в дом губернатора, соблазнил его жену и поступил в семинарию. Благодаря этим усилиям он сумел войти в высшие слои общества и достичь более высокого общественного статуса.
Сейчас уже нет всеобщей веры в Бога, но некоторые люди основали новые религии. Эти новые религии на самом деле преследуют корыстные цели для обогащения своих лидеров. Неудивительно, что когда современным людям упоминают о богах, они вызывают у них ассоциацию с религиозными культами, вымогающими деньги. Они полагают, что «почитая духов и богов, лучше держаться от них подальше», и относятся к духовным и религиозным практикам с настороженностью или скептицизмом, боясь попасть в ловушку мошенников.
Другими словами некоторые люди, занимаясь буддийскими или даосскими практиками, не исходят из истинной веры или стремления к духовному просветлению, а преследуют корыстные побуждения — получить общественное признание и материальные блага. Тогда почему же есть те, кто, достигнув славы и богатства, хотят заниматься духовной практикой?
Нельзя отрицать, что во все времена в разных странах были люди, которые добивались славы и богатства, проживали счастливую жизнь, а затем уходили в монашество или полностью посвящали себя духовным практикам.
Будда родился принцем, жил в роскоши, мог унаследовать трон в будущем, но отказался от всего этого. Лев Толстой был дворянином. После написания всемирно известных произведений, таких как «Анна Каренина», он ушёл из дома, чтобы практиковать, и, наконец, умер в приюте для бедных.
Ли Шутун стал буддийским монахом и получил титул наставника. Некоторые могут не знать Ли Шутуна, но они наверняка слышали песню «За Великой стеной, у древней дороги, трава зелёная тянется к небесам». Это слова из известной песни «Прощание», написанной Ли Шутуном. Эти люди были весьма успешны в жизни и служили образцами для подражания у современников. Почему же они выбрали путь монашества, несмотря на то, что у них была возможность наслаждаться жизнью в полном смысле этого слова?
На самом деле, ответ очень прост. Стать монахом и практиковать буддизм значит избавиться от страданий и обрести счастье. Вы можете возразить: у них уже всё есть, отчего же им страдать? Так много счастья, а где же страдание?
Будда называл восемь типов страданий, куда входят рождение, старость, болезнь, смерть, столкновение с неприятными людьми, расставание с любимыми, невозможность достичь желаемого и последний вид страданий — тревога, печаль и раздражение, которые человек испытывает в различных ситуациях. Не важно, что у тебя громадное состояние, что ты президент или миллионер. Пока у тебя есть человеческое тело, все будут подвержены восьми страданиям, о которых говорит Будда.
Итак, почему же человек не может избежать этих страданий? Будда утверждал, что любые попытки найти в этом мире постоянное удовлетворение и безопасность обречены на неудачу. Люди часто чувствуют себя уязвимыми и тревожными, так как все аспекты их жизни подвержены изменениям.
Слава и богатство в этом мире могут приносить лишь кратковременное счастье. Более того, обладая ими, человек боится их потерять и прилагает огромные усилия, стремясь овладеть ими навечно.
Такое стремление к постоянству порождает привязанность, в результате чего привязанность вызывает всё большее страдание.
Есть ли способ избавиться от страданий и обрести вечное счастье? Сама по себе жизнь является полной и совершенной, и чтобы избавиться от бесконечного цикла рождения и смерти, необходимо посредством практики избавиться от эго, собственного «я».
Человеческий дух подобен прозрачной кристальной конфетке, которая упала в грязь и катится, собирая на себя много грязи, пыли и мусора. Эти загрязнения символизируют наши привычки, представления и различный мусор, обволакивающий «ту конфету» — наш дух.
Придя в этот мир, который отличается крайним непостоянством, продолжая вариться в красильном чане, «конфетка» будет становиться всё грязнее, увеличиваясь в размере, обрастая всё большими представлениями и пристрастиями.
Каждый поступок, мотивированный жадностью, привязанностью к материальному миру и другим упрямым стремлениям, всё сильнее загрязняет нашу изначально чистую сущность. Этот процесс ведёт к укреплению эгоизма и отдаляет нас от нашей истинной природы, которая не нуждается во внешнем вмешательстве.
В кармическом мире нет понятия «я», и продолжение жизни — это только продолжение кармы. Физическое тело не может представлять нас. Когда мы рождаемся, наше физическое тело подобно сосуду, благодаря которому мы существуем в земном мире. Этот сосуд не является «нами». Только когда мы думаем, что оно «моё», всё, на что направлена наша привязанность, становится нашим, и любые изменения будут влиять на нас.
Любая вещь имеет своё начало и завершение, которое определяется причинно-следственными связями. Мы привязываемся к понятию «я», но наше собственное существование является всего лишь иллюзией. Если мы избавимся от своего «я» и просто сосредоточимся на выполнении задачи с полной самоотдачей, то успех или неудача не смогут нанести нам вред.
Поскольку успех и неудача в делах также обусловлены причиной и следствием, мы будем привязываться ко всему, однако наша привязанность к физическому телу настолько сильна и глубока, что сохраняется до самого конца нашей жизни, до момента, когда мы расстаёмся с телом.
Люди, не занимающиеся духовными или религиозными практиками, не знают, что произойдёт завтра, не могут контролировать свою жизнь и страдают, когда случаются неприятности, что и является источником всех человеческих страданий.
Для не практикующего жизнь полна неожиданностей, его мучают и беспокоят самые разные люди и вещи. Для тех, кто начал практиковать, это не означает, что они больше не испытывают страданий. Они относятся к жизни как к спектаклю, где человек учится менять свой образ мышления, выходить из своей роли и становиться наблюдателем.
К примеру, сегодня кто-то вас сильно разозлил, и если вы понимаете, что это просто театр, где вы — актёр, а не участник, гнев сразу утихает. Ещё пример, когда влюблённые расстаются, первая мысль — я вкладывал столько чувств и усилий, почему мы расстаёмся?
В тот момент человек испытывает бесконечные страдания, как если бы он сам выкопал для себя яму и создал ад на земле. Однако, может статься, что если они расстанутся сейчас, это будет предпочтительнее и менее болезненно, чем если бы он ушёл после того, как они поженятся. В тот момент, когда приходит праведная мысль, ты словно попадаешь в рай, мгновенно испытываешь радость.
В быстро меняющемся современном мире духовная практика позволяет сохранять мир и внутреннее спокойствие.
«Быть непоколебимым, как скала» — является древним и мудрым изречением из дзэн-буддийской традиции. Его можно понять так: что бы ни происходило вокруг, состояние души остаётся неизменным. Это значит, что мы не должны поддаваться внешним волнениям, а должны сохранять внутренний мир и спокойствие.
Всё, что мы переживаем, это жизненный опыт. В обычной жизни человек радуется хорошим событиям и огорчается из-за плохих. После просветления он радуется как хорошему, так и плохому, а также хорошим и плохим людям, и тогда приходит другое состояние, так называемое «вечное счастье».
Если стремиться к повышению своей внутренней свободы, с каждым новым уровнем осознания жизнь становится намного свободнее, лишённой страха. Буддисты считают, что человек приходит в этот мир голым и голым уходит после смерти, лишь карма следует за человеком повсюду. Поэтому когда ваша душа покидает этот мир, она становится более благородной и возвышенной по сравнению с той, какой она была при рождении.