Почему Будда говорит, что все живые существа страдают?
Современная наука очень развита, материальные условия жизни стали намного лучше по сравнению с прошлым. Обычные семьи имеют кондиционер, летом им не жарко, зимой не холодно, каждый день сытно едят и тепло одеты, многие имеют доступ в интернет, где можно смотреть различные развлекательные программы.
Одни занимают высокие должности, другие зарабатывают много денег, живут в роскошных домах с садом, где поют птицы, а цветы источают ароматы. Они женятся на красивых женщинах с белой кожей и длинными ногами, их дети учатся в международных школах, каждый год путешествуют за границу, покупают брендовые сумки и одежду, действительно наслаждаются жизнью. Конечно, бывают сложности в жизни, но в целом живут очень счастливой жизнью. Так где же здесь страдание?
Более 2000 лет назад пять индийских царей задали Будде вопрос, почему он утверждает, что «все живые существа страдают»? Ведь у них есть всё, что они пожелают — многочисленные слуги, бескрайние плодородные земли, роскошные дворцы, дорогая одежда и изысканная еда. Эти цари, обладая всеми мирскими благами, не могли понять, почему Будда говорит о всеобщем страдании. Будда же имел в виду, что страдание распространяется на все живые существа, независимо от их материального благополучия.
О каких восьми страданиях бытия говорит Будда? Это рождение, старость, болезнь, смерть, разлука с любимым человеком, встреча с ненавистным человеком, невозможность достижения цели, душевные и физические страдания.
Что такое страдание? После смерти человека его душа не знает, в какой мир она попадёт. В период перед новым рождением (до воплощения) существует промежуточное состояние, которое длится до 21 дня. Если в этот период родители, с которыми существует кармическая связь, вступают в половую связь, душа может переродиться в новом теле. Плод в животе матери располагается под желудком и тонким кишечником, над толстым кишечником.
Когда мать выпивает чашку горячей жидкости и она доходит до плода, ему кажется, что он находится в аду с горячим супом. Когда мать выпивает чашку холодной воды, плод ощущает себя в ледяном аду. Когда мать наедается, плод сдавливается пищей и испытывает невыносимую боль. Когда мать голодна, плод ощущает мучения, подобные мучениям голодных духов, перевёрнутых вниз головой.
Перед рождением, когда плод достигает девятого месяца развития, головка ребёнка направлена к родовому каналу. В этот момент роженица испытывает острую, сильную боль, похожую на ту, как если бы её голову сжимали две огромные горы. Мать находится в опасности, а отец испытывает тревогу и страх.
Когда ребёнок рождается, его тело встречается с окружающей средой, тяжесть этих ощущений для новорожденного тоже сопряжена с острой болью, именно поэтому при рождении младенец криком выражает свои страдания. Как вы думаете, это страдание?
А что значит страдание от старости? Благодаря заботе и воспитанию родителей ребёнок растёт и приобретает крепкое здоровье, но со временем человек становится слабее, утрачивает силу и здоровье, испытывает физический дискомфорт и болевые ощущения. Вместе с этими изменениями появляются и психические проблемы, такие как страдания и тревоги.
Под воздействием возраста у человека начинают выпадать зубы, седеть волосы, ухудшается зрение и слух, кожа становится дряблой, появляются морщины, суставы начинают болеть, и появляется много других физических недугов. В этом состоянии человек испытывает душевное страдание и ухудшение памяти становится ещё одной печальной частью старения, приводя к тому, что человек становится зависим от других. Разве это не страдание?
Теперь давайте поговорим о страданиях от болезни. В буддизме считается, что тело человека состоит из четырёх основных элементов: земли, воды, огня и ветра. Если один из этих элементов выходит из равновесия, возникают различные заболевания.
Если Земли (地) слишком много, тело становится тяжёлым, возникают отеки и истощение. Если Воды (水) слишком много, появляется избыточное выделение слизи, слюны и проблемы с пищеварением. Если слишком много Огня (火) — возникает жар в голове и груди, боли в суставах. Ветер (风), если его слишком много, вызывает проблемы с дыханием и такое состояние как слабость и головокружение, сопровождающееся рвотой. Как по-вашему, разве это не страдание?
К тому же, нужно сказать о страданиях смерти. В момент смерти различные болезни одновременно обостряются, четыре элемента тела разлагаются, душа становится беспокойной. В конце жизни свирепые Ветры, вызванные плохой кармой, как лезвием пронизывают тело острой болью, у человека выступает холодный пот, родственники и близкие плачут у постели умирающего.
Когда человек делает последний выдох — дыхание прекращается, Огонь уходит — тело становится холодным, затем сознание покидает тело, тело становится жёстким и больше ничего не чувствует. В течение десяти дней мышцы начинают разлагаться, густая кровь вновь становится жидкой, тело распухает и испускает отвратительный запах. Скажите, разве это не страдание?
Давайте поговорим о боли разлуки с любимым. Члены семьи и их близкие живут дружно, любят друг друга, но как только семья распалась, родные разошлись. Отец живёт на востоке, сын на западе, мать на юге, дочь на севере, и они грустят, не зная, увидятся ли ещё. Вы говорите, что это не страдание?
Несмотря на всеобщее благосостояние люди продолжают стремиться к большему. И чиновники, и простые граждане хотят богатства, беспрерывно прилагая усилия для его приумножения. Даже достигнув своей цели и став богатыми, они продолжают искать способ увеличить своё состояние. В некоторых случаях этот процесс может привести к коррупции и взяточничеству, всё заканчивается разоблачением и серьёзным наказанием, вплоть до смертной казни, что вызывает огромное страдание и горе. Разве такая жизнь, полная нескончаемых желаний и связанных с ними страданий, не является тяжким бременем?
Страдания от вражды и ненависти объясняются тем, что люди по своей природе поверхностны и вульгарны. Они погружаются в страсти и желания, сражаются друг с другом ради мелкой выгоды, накапливая глубокие обиды и ради денег готовы на всё, вплоть до убийства. Если они встретятся на узкой дороге, обе стороны будут охвачены страхом и ужасом, не зная, кто победит, а кто проиграет. Скажите, разве это не страдание?
Последний вид страдания — это печаль и беспокойство. В этом мире долгожители доживают до ста лет, иные умирают ещё в утробе матери. Даже если человек проживёт сто лет, половина жизни уходит на сон, умывание, чистку зубов и т. д., так что остаётся всего пятьдесят лет.
Выпивка и болезни отнимают ещё пять лет. До пятнадцати лет человек глуп и не знает мира. После восьмидесяти лет человек начинает медленно стареть, глохнет и слепнет, теряя ещё двадцать лет. Таким образом, в общей сложности вычитается девяносто лет.
В оставшиеся десять лет человек пребывает в постоянном беспокойстве: природные бедствия и человеческие беды вызывают печаль, страх потерять богатство, опасение утратить навыки, нужные для жизни, беспокойство о здоровье членов семьи, о налогах и конфликтах с властями, тревога за родных, которые надолго уехали и не возвращаются, и так далее. Со всеми этими горестями редко кто бывает счастлив. Как вы думаете, это страдание?
Человек живёт в мире, полном боли и страданий, но при этом мечтает о прекрасной и идеализированной жизни, подобной той, что описана в знаменитом китайском романе «Сон в красном тереме» (роман отображает жизнь и упадок знатной семьи, наполняя повествование мечтами и размышлениями о любви, судьбе и личных стремлениях).
Противоречия между суровой реальностью (жизнь в опасном и неспокойном мире, как в романе «Речные заводи») и мечты о роскошной и утончённой жизни, вдохновлённой романом «Сон в красном тереме» порождают у человека стремление к иллюзорным и нереалистичным мечтам.
Это означает, что человек живёт бессмысленно, не понимая для чего он родился, какова цель существования и проводит дни в иллюзиях. Таким образом в конце концов он осознаёт, что жизнь оказалась потраченной зря.
Люди часто говорят, что цель жизни — это обрести счастье. Но если вы постоянно переживаете, боитесь, что вас уволят, боитесь, что заболеют родители, боитесь, что дети будут плохо учиться, боитесь, что партнёр вам изменит, боитесь, что не сможете выплатить кредит, и не знаете, что наступит раньше — завтрашний день или неприятности и беды, — счастливы ли вы?
Видя это, некоторые скажут: «Если жизнь так трудна, зачем тогда ещё жить? Лучше тогда умереть». На самом деле, говоря, что все живые существа страдают, Будда желал, чтобы все осознали источник своих страданий и нашли путь к освобождению и просветлению.
У Будды есть способ и метод практики, которые помогут достичь освобождения от страданий и достижения состояния величайшего блаженства. У нас, у людей, есть мудрость и способность выпрыгнуть из этого моря страданий.
Великий просветлённый не подвержен обычным земным законам и может достичь духовной свободы. Это называется выскочить из Трёх сфер и не быть подверженным влиянию Пяти элементов. Большой зал в буддийском храме, посвящённый Будде, обычно используется для поклонения и проведения церемоний.
Может ли император, который завоевал весь мир и стал правителем, избежать неизбежного цикла жизни и смерти? Может ли он избежать болезни физического тела? Нет. Только Будда достиг наивысшего просветления и освободился от сансары — непрерывного цикла рождения, смерти и перерождения.
В эпоху упадка Закона, когда люди «пьют горечь и едят отраву», как говорится в буддийских писаниях, мягкий дождь не может увлажнить траву без корней, и какой бы великой ни была буддийская религия, она не может спасти всех живых существ, которые не имеют с ней родства.
Жадность, гнев и невежество отравляют сознание людей и уже так долго причиняют беды, что Буддам и Бодхисаттвам остаётся только выражать своё беспокойство.
Нельзя, находясь в страдании, не осознавать своё страдание. Жизнь полна страданий, но именно благодаря страданиям человек может заниматься самосовершенствованием. Если бы не было страданий, то и совершенствоваться было бы невозможно.
Если ты действительно поймёшь этот принцип, то истинная цель в достижении Будды будет достигнута. Поэтому говоря, что «все существа страдают», Будда хотел помочь людям осознать истинную природу этого мира и стремиться выйти за его пределы в мир, где нет страданий и есть только счастье.
Именно наличие страданий в жизни побуждает человека к поиску духовного пути и стремлению к состоянию просветления, где нет страданий.