Неумирающая красота китайской живописи
Художник Вайкэ Тянь раскрывает глубинную красоту классической китайской живописи.
Классический стиль китайской живописи процветал в эпоху династии Тан. С помощью кисти, туши и бумаги китайские учёные и художники выявляли «красоту между сходством и несходством», согласно художнику Вайкэ Тяню, продолжающему эту традицию сегодня.
Китайская живопись не подчеркивает перспективу в визуальном восприятии, как это делает западная живопись. Вместо этого художники сосредотачиваются на эстетике мазков кисти и композиции, чтобы выявить суть предмета и соединиться с сердцем зрителя.
Художники на протяжении 5-тысячелетней китайской истории черпали вдохновение в конфуцианстве, даосизме и буддизме. Будь то пейзажи, цветы, птицы, люди или архитектура, все они отражают понимание художником состояний природы и человека, основанное на мудрости духовных традиций.
«Тысяча миль рек и гор», художник Симэн Ван из династии Сун
Красота линий
Определяющей чертой китайской живописи является использование линий в противоположность западной традиции использования света и тени. Сила и мягкость мазков кисти могут создавать ощущение движения, спокойствия или энергии, лёгкости или плотности, сухости или влажности, а жжёные цвета туши позволяют создать яркий пейзаж или изобразить оживлённую беседу между литераторами.
Прямолинейность и кривизна линий взаимосвязаны и сочетаются, как симфония на бумаге. Намерения художника переплетаются с сюжетом картины, как мелодии и звуки музыки. Говоря о линиях, Тянь вспомнил анекдотическую историю, связанную с его обучением живописи, чтобы пояснить свою концепцию.
«Я долго изучал китайскую живопись. Меня выделяли в классе и часто хвалили учителя и одноклассники. Мои работы даже повесили на стену в нашем классе. Однажды к нам пришёл новый учитель и стал говорить о некоторых общих проблемах китайской живописи, используя мои работы в качестве примера, как не надо рисовать».
Водная карта из серии 12 картин художника Юань Ма из династии Южная Сун
Когда Тянь был совершенно расстроен, учитель подошёл к его столу и взял кисть, чтобы продемонстрировать свой метод рисования линий.
«Тут я внезапно почувствовал небывалое просветление, и моё понимание линий совершило качественный скачок. Именно та линия и открыла для меня мир китайской живописи».
Спустя много лет после той перевернувшей его сознание линии Тянь всё ещё продолжает совершенствовать свою технику.
«Линии в китайской живописи очень гибкие, это самая большая особенность китайской живописи. Вы можете создать картину без какого-либо цвета, используя только линии, и картина будет иметь форму, дух и смысл. Красота линий в китайской живописи разнообразна. Они имеют различные текстуры и духовные характеристики».
Тянь приводит в качестве примера картину «Путешественники среди гор и ручьёв» художника Куань Фаня из династии Северная Сун. Он говорит, что линии гор отражают мощную красоту и величие северных гор. Более женственная красота показана в картине «Водная карта» художника Юань Ма из династии Южная Сун, которая вошла в серию картин, изображающих воду в различных стадиях движения.
«Путешественники среди гор и ручьёв» художника Куань Фаня из династии Северная Сун
Тянь говорит, что для него предпочтительнее эстетика картин династии Сун. Ему нравится спокойствие, безмятежность и целомудрие, а также элегантность и целостность той эпохи. Литераторы династии Сун оказали глубокое влияние на будущие поколения, и их произведения до сих пор популярны.
Именно во времена династии Сун китайская концепция «четырёх элегантностей» получила известность: живопись, аранжировка цветов, благовония и чай. По большей части современный японский стиль и минималистский дзен-интерьер отражают эстетику династии Сун. Если вы внимательно рассмотрите картину императора Хуэйцзуна «Литературное собрание», вы увидите мебель, которая впишется даже в современные дома.
Художественная концепция
Сравнивая китайскую и западную живопись, можно сказать, что китайский стиль менее систематичен и реалистичен.
Тянь, изучавший как западную, так и китайскую технику живописи, говорит:
«В дополнение к линиям, композиция китайской живописи использует многоточечную перспективу и пустое пространство. Это даёт преимущества множественных перспектив, множественных измерений, простоты, а также живости и чётких тем».
Без перспективы с множеством исчезающих точек, используемой в китайской живописи, мы бы потеряли влияние таких картин, как «Тысяча миль рек и гор» Симэн Вана и «Вдоль реки во время фестиваля Цинмин» Цзэдуаня Чжана.
Тянь считает, что вместо реализма китайская живопись фокусируется на более широком понятии «изображение», «она в основном сосредоточена на выражении души. Точно так же, как у людей есть и душа, и тело, в центре внимания китайской культуры находится душа, а выражение души — это и есть истинное и вечное».
Китайские художники также используют негативное пространство (пространство между или вокруг объектов картины), чего не может позволить западная живопись.
«Традиционная китайская живопись имеет свою художественную концепцию, включающую поэтическую красоту, — говорит Тянь. — Древние говорили, что «картины подобны осязаемой поэзии». Как правило, хорошая китайская живопись обладает этой поэтической красотой, которая так важна для нашей жизни. Без неё нам, возможно, останется только забота о пропитании и рутинная работа, и мы не будем высоко ценить жизнь. Мир станет бесцветным, тусклым и пугающим».
По мнению Тяня, красота китайской живописи определяется художественной концепцией, основанной на понимании художником основ конфуцианства, даосизма, буддизма и других традиционных культурных воззрений Китая. Ещё одной особенностью китайской живописи, связанной с этими древними понятиями, является использование пустого пространства для создания подлинного ощущения спокойствия.
Картина слева: В «Цветках сливы» художник использует мощную форму ветви, чтобы выразить настойчивость цветения сливы, текстура цветов показывает их свежесть и нежность, а также внутреннюю силу. Справа: «Возвращение души» Вайкэ Тяня. В Древнем Китае дикий гусь символизирует тоску по дому, которую люди испытывают, находясь далеко от дома
Использование художником различных объектов для выражения своих эмоций — обычный приём, широко распространённый в традиционном китайском искусстве и литературе.
Китайская живопись сегодня
«Люди сегодня живут в беспокойстве, и их ум наполнен различными сложными вещами, — говорит Тянь. — Они не могут оставаться спокойными даже на мгновение. Со временем это будет пагубно сказываться на их физическом и психическом здоровье. Если вы не знаете, как избавиться от сложных вещей, превратите их в простые и заполните пустоту. Если вы этого не сделаете, в суете жизни вы легко пройдёте мимо прекрасных вещей».
С 2018 года Тянь работает над обширным эссе под названием «Теория происхождения китайской живописи». В этой работе он подводит итоги многолетним исследованиям китайской живописи, а также предлагает свою точку зрения. Тянь говорит, что он написал это эссе при поддержке своих друзей и художников, которые твёрдо придерживаются традиционных стилей живописи.
«Чтобы стать художником, требуется чистое сердце и терпение, а также почтительное отношение к традиционной ортодоксальной культуре, — говорит он. — Когда я узнал, что древние монархи, министры и учёные верили в богов и Будду, я увидел в их картинах глубокое почитание. Такой же глубокий смысл несёт древняя поговорка: «Мастерство может приблизить тебя к Дао, а искусство может связать тебя с богами»».
Автор: Джаред Пирмен
Источник: magnifissance.com