«Культурная революция» в Китае: уничтожение культурных и исторических памятников
За время «Культурной революции» был нанесён огромный ущерб как китайскому народу, так и традиционной китайской культуре. Храмы были разграблены. Священные реликвии, святилища, свитки, книги, памятники архитектуры и многое другое — большая часть великого культурного наследия была сожжена и уничтожена.
Кроме всего прочего, во время китайской «Культурной революции» красногвардейцы уничтожили много бесценных артефактов. (Image Credit: Flickr / CC0 2.0)
Но многие люди не знают, что Культурная революция в Китае 1966–1976 годов была не просто масштабной кампанией по привитию культуры Коммунистической партии в сознание китайского народа и установлению ультралевого партийного строя в Китае.
Значительная часть плана была посвящена разрушению традиционной китайской культуры, и носила официальное название «Кампания по уничтожению четырёх пережитков».
Кампания по уничтожению четырёх пережитков
Уничтожение четырёх пережитков означало уничтожение всего, что имело отношение к традиционной китайской культуре, что, по сути, и являлось целью компартии.
Высокая нравственность, традиции и верования были бельмом в глазу для Мао Цзэдуна и его сторонников.
Уничтожение «четырёх пережитков» включало искоренение древних обычаев, древней культуры и древних идей. Эти «четыре пережитка», по мнению компартии, «тормозили развития Китая».
Непоправимый ущерб, нанесённый китайским памятникам древности
Коммунистическая партия обвиняла китайскую традиционную культуру в торможении развития Китая, что привело к уничтожению многих религиозных писаний, святилищ и книг. (Image: Wikimedia Commons)
Истинные потери в количественном измерении никогда не были установлены, но ущерб, нанесённый китайской культуре, был огромным.
Реликвии уничтожались или конфисковались, а во многих случаях и похищались красногвардейцами, которые обыскивали дома людей, считавшихся буржуями или, проще говоря, людьми среднего класса, обладающими материальными ценностями.
Компартия использовала средний класс в качестве «козла отпущения», чтобы мобилизовать рабочий класс на разрушение структуры свободного рынка и передачи финансовой и экономической власти в руки отдельных избранных.
Свитки и другие классические произведения были сожжены, картины разорваны на части, а фрески повреждены.
Бесценные реликвии были разбиты вдребезги, даже давние семейные генеалогические книги и портреты предков были конфискованы или сожжены дотла.
Сожжение статуй Будды. (Image: Wikimedia Commons)
Всё, связанное с традиционной китайской культурой, находилось в опасности. Библиотеки были разграблены, памятники разрушены или серьёзно повреждены, а религиозные объекты и гробницы исторических личностей были осквернены и разграблены мародёрами.
Красногвардейцы также уничтожили много бесценных артефактов, наподобие тех, что находились в гробнице императора Вань Ли династии Мин. В Пекине останки императора и императрицы были публично осквернены и сожжены.
Как писалось в книге «Последняя революция Мао», к концу «культурной революции» только в Пекине было уничтожено 4 922 из 6 843 официально обозначенных объектов «исторической значимости».
Следует отметить, что только Запретный город чудом избежал полного разгрома.
Вандализм по отношению к бесценным культурным реликвиям
Одним из самых болезненных актов вандализма по отношению к бесценным культурным реликвиям было разрушение, разграбление и сожжение более чем 2000-летнего храма Конфуция в Шаньдуне в 1966 году, когда более 200 студентов Пекинского педагогического университета отправились к священному месту с целью полностью его разрушить.
Китайская культурная революция». Разграбление храма и уничтожение статуй перед храмом Конфуция. (Image: Wikimedia Commons)
Священные Писания и деревянные статуи обычно сжигались, и делалось это, как правило, публично, с целью продемонстрировать «патриотизм».
Мрачные времена в Китае продолжаются и по сей день, причём не только в Китае, но и во всём мире.
Актуальный вопрос о подлинности объектов культурного наследия
Хотя в Китае предпринимаются некоторые усилия по внесению объектов культурного наследия в список объектов Всемирного наследия, многие эксперты утверждают, что эти объекты не обладают подлинностью, и в основном привлекательны лишь для туристов.
Три женщины из народного меньшинства Накси идут по дороге в Лицзяне, Юньнань, Китай. (Image: Ciceri/Flickr / CC0 2.0)
Одним из примеров является древний город Лицзян. После того как в 1997 году он был включён в список Всемирного культурного наследия, число представителей меньшинства Накси, проживающих там, как частица культурного наследия города, «сократилось примерно с 40 тыс. до нескольких тысяч в результате структурной реорганизации общества и чрезмерного хозяйственного освоения региона».
Десятки тысяч туристов ежедневно посещали город, в то время как он медленно превращался в оживлённый торговый центр с множеством баров.
Похоже, что в Китае растёт число объектов культурного наследия, которые «в связи с региональным экономическим развитием превращены в источник доходов».
Развитие, ориентированное на получение прибыли, и «разрушительное строительство» ставят под угрозу и наносят ущерб многим объектам Всемирного наследия, лишая их целостности. Это привело к утрате подлинности большинства объектов Всемирного наследия в Китае.
Вместо восстановления традиционной культуры китайская правящая элита хотела бы завершить остаток пути, не пройденный в своё время «Культурной революцией».
Источники: visiontimes.com