fbpx

Фалунь Дафа в мире

Культура и история. Великие традиции образования древнего Китая

В 2011 г. на форуме в Давосе (Швейцария) один профессор размышлял на тему, почему китайская система образования последние несколько десятилетий деградирует. Он объяснил, что китайская образовательная система не уделяет внимания творчеству и личным нравственным качествам человека.

Фото: ru.freepik.com

Одна из причин, по его словам, состоит в том, что «с начальной школы нас учили лгать, и мы постоянно, шаг за шагом, шли этим путём». Он даже зашел настолько далеко в своём предположении, что заявил: если все школы в Китае будут закрыты и эрудиция намного снизится, то моральный уровень китайцев резко возрастёт.

Профессор верно сделал акцент на упадке китайской системы образования. Учреждения высшего образования и студенты теперь повсюду в Китае, но нет талантов высокого уровня. Наоборот, обман в учебной сфере стал обычным явлением: многие преподаватели безответственны, а студенты, даже обладающие высокими отметками, не владеют мастерством. В чём причина? Мы найдём ответ, сравнив системы образования древнего и современного Китая.

«В процессе закладывания основ государства образование стоит на первом месте».

В традиционной китайской культуре добродетель являлась краеугольным камнем государства. Поэтому все, начиная с императора и заканчивая простыми людьми, рассматривали нравственное воспитание (самосовершенствование) в качестве основы для спокойной жизни, подчинённой воле неба. Обучение означало воспитание. Наиболее значимой частью обучения было совершенствование культуры и добродетели. Как сказано в «Аналектах Конфуция»:

«Усвоение знаний не является корнем обучения. Самое основное — это совершенствование добродетелей, таких как сыновнее почтение и братская любовь, сострадание, уважение и искренность. А если остаётся время, можно пойти и потратить его на приобретение каких-либо знаний».

В «Великом учении» также указано, как древние люди шли по пути обучения. «Великое учение» первоначально являлось одной из глав трактата «Записки о ритуале». Говорят, что он был написан одним из учеников Конфуция. «Великое учение», «Срединное и неизменное» (также включено в «Записки о ритуале» как одна из его глав), «Аналекты Конфуция» и «Мэн цзы» были выделены в единый конфуцианский канон «Четверокнижие» последователями Конфуция в период династии Сун.

В древнем Китае дети шли в начальную школу в возрасте восьми лет. Они обучались основам ритуалов и ежедневной работе по дому одновременно с музыкой, стрельбой из лука, письменностью и математикой. С 15 лет они поступали в среднюю школу и там изучали методы «очищения сердца», самосовершенствование, установление порядка в семье и управление государством для того, чтобы сформировать всесторонне развитую личность, обладающую благородными качествами характера. Они применяли принципы самосовершенствования на уровне личных взаимоотношений и на межгосударственном уровне. Те же самые принципы использовались для управления государством.

Первая фраза «Великого учения» устанавливает, что цель учения заключается в том, чтобы «являть сиятельную добродетель, дарованную небом, и достичь уровня великого милосердия». Как только проявится милосердие, оно может быть использовано для управления людьми. Чтобы ими управлять, надо быть рядом с ними и любить их. Император должен быть милосердным; чиновник должен проявлять уважение к императору; сын должен выказывать почтение своим родителям; родители должны быть любящими и проявлять заботу о детях, а друзья должны быть искренними друг с другом. Каждый пытался достичь уровня великого милосердия.

В «Великом учении» также сказано:

«Древние, желая являть великое милосердие и сиятельную добродетель, предварительно упорядочивали свое государство; желая упорядочить своё государство, предварительно устанавливали порядок и единодушие в собственной семье; а желая установить порядок и единодушие в собственной семье, предварительно совершенствовали самих себя».

Тогда что же такое самосовершенствование? Самосовершенствование основывается на воспитании добродетелей и моральных качеств. Древние изучали законы организации материи, чтобы приобрести знания и постигнуть Дао (Путь). На этом Пути они постигали самые глубокие законы материи Вселенной, которые использовали как принципы, руководящие их поведением.

Они регулировали своё мышление, очищали своё сердце и искренне совершенствовали себя. Человек с великой добродетелью, благочестивым поведением и знаниями естественно обладал способностями к установлению порядка в семье, управлению государством и достигал любых целей мирными методами.

Этот важнейший конфуцианский классический труд содержит меньше 2000 иероглифов, но, тем не менее, определяет основные положения образования. Цель обучения — воспитать ребенка так, чтобы из него благодаря самосовершенствованию вырос независимый и достойный член общества, обладающий высокими добродетелями. Оценка выдающегося человека не имеет ничего общего с его возрастом, знаниями, силой, богатством, положением, но напрямую зависит от его душевных качеств.

Величие и ценность «Великого учения» состоит в том, что оно «обосновывает необходимость добродетели», требуя от человека устранить негативное сознание и постоянно повышать свои нравственные стандарты. Таким образом, благородный муж величественно стоит между Небом и Землёй. Он милосерден, мудр и смел. Степень ответственности, которую человек способен возложить на себя, зависит от того, насколько он может расширить своё сердце, от степени его добродетели и качества его талантов.

Семья, государство и весь мир, хотя и различны по размеру, но подчиняются общим принципам самосовершенствования, поскольку процветание или упадок, успешное или неуспешное управление семьёй, государством или миром — всё это тесно связано с самосовершенствованием составляющих их людей.

Методы самосовершенствования могут быть расширены и применяться для обеспечения порядка в семье, управления государством или осуществления руководства в мировом масштабе мирными средствами. Например, самосовершенствование предписывает человеку быть почтительным к своим родителям. Если он проявляет почтение к своему императору, то является верноподданным. Так же, если человек питает братскую любовь к старшим, он является почтительным. Тот, кто чувствует любовь к людям, с которыми ему приходится иметь дело, должен быть милосердным.

Таким образом, преуспевший в самосовершенствовании человек может наладить дела в своей семье наилучшим образом. Тогда он также может хорошо управлять страной. Он непременно будет назначать одарённых и достойных людей, устанавливать со всеми добрые отношения.

Самосовершенствование — наиболее фундаментальная вещь. Если каждый будет придавать ему значение, хорошо выполнять свои дела и нести за них ответственность, тогда в мире наступит мир и покой. Не все могут стать такими же выдающимися, как Яо или Шунь [Яо и его зять Шунь — легендарные первые императоры Китая, образцы скромных и добродетельных правителей, заботящихся о народе, — прим. пер.]. Однако достоинства благородного мужа подобны ветру, а достоинства обычного человека подобны траве. Добродетель благородного человека может повлиять на обычного человека, подобно отношениям между ветром и травой: ветер дует — трава клонится.

И наоборот, если никто не совершенствуется, а люди всегда думают о том, как подчинить себе остальных, то никто не сможет стать лучше. Как следствие, чиновники на высоких постах не будут талантливыми и добродетельными, а станут использовать репрессии и пытки для «управления» людьми. У низших чиновников в этой ситуации не останется выбора, и им станет трудно руководствоваться принципами справедливости.

В конечном итоге никто, включая императора, чиновников, родителей и детей не будет вести себя надлежащим образом, конфликты обострятся, и мир погрузится в хаос. Вот что происходит, когда люди отдаляются от своих корней. То есть самым коренным элементом во всём — от управления государством до установления порядка в семье — является самосовершенствование личных качеств человека.

Фань Чжунъянь был известным крупным чиновником во времена династии Северная Сун. Он прямо и открыто предложил императору несколько смелых проектов. Он реализовал проекты охраны водных ресурсов на территории государства, продвигал талантливых учёных и чиновников, охранял и защищал земли, обеспечивая мирную жизнь граждан. Эти достижения прославили его в веках.

С юного возраста Фань Чжунъянь придавал особое значение самосовершенствованию. Он родился в очень бедной семье. Во время своего обучения он каждую ночь готовил горшок каши. На следующий день каша застывала. Фань брал нож, разделял кусок каши на четыре части и съедал две части на завтрак, а остальные две части оставлял на обед.

Однажды сын люшоу [наместник — прим. пер.] города Нанкина заметил, как Фань ест кашу каждый день и был тронут. Люшоу велел сыну отнести Фаню еды. Однако Фань отказался принять еду после того, как искренне выразил свою признательность. Он сказал:

«Я действительно очень благодарен Вашему отцу за помощь. Я привык есть кашу каждый день, так что мне это не приносит неудобств. А если я стану пристрастен к этой изысканной пище, как я смогу вынести более суровые испытания в будущем?»

Фань был очень старательным даже в весьма тяжелых обстоятельствах. Он был беден и бережлив, но хорошо совершенствовался. Постепенно он сдал экзамены на учёную степень и стал известным чиновником высокого ранга при дворе.

Фань обучал своих детей, используя личный опыт и устные наставления. Все его дети выросли успешными. Более поздние потомки унаследовали его достоинства. Его старший сын, Фань Чунью, в возрасте 16 лет последовал за своим отцом, чтобы отстоять отечество в войне против государства Западное Ся и внёс неоценимый вклад в победу.

Его второй сын, Фань Чуньжэнь, стал цзайсяном [член высшего совета, руководящий также органами исполнительной власти, — прим. пер.], очень ответственным сановником на протяжении всех 50 лет своей работы на посту. Его третий сын, Фань Чуньли, стал ючэном [чиновник, ведавший приёмом прошений и выдачей ссуд деньгами и зерном, — прим. пер.]. Его четвертый сын, Фань Чуньцуй, занимал должность заместителя главы ведомства по учёту населения и сбору налогов.

Все они были праведными и не боялись высказываться открыто. Они любили своих подданных и прославились своей справедливостью и честностью, проявленными на службе при дворе. Они жертвовали большую часть своих доходов на содержание деревни, основанной Фань Чжунъянем для бедных.

В древнем Китае было множество людей, подобных Фань Чжунъяню. Какими бы бедными или богатыми они ни были, но никогда не изменяли своей цели самосовершенствования. Они придавали огромное значение воспитанию добродетели. Их сердца вмещали в себя весь мир, они заботились о проблемах своей страны и её граждан и шли к великому Дао всю свою жизнь.

Теперь давайте взглянем на образовательную систему нынешнего Китая. С тех самых пор, как компартия Китая (КПК) путём обмана пришла к власти, она искажала историю, смешивала истину и ложь и очерняла традиционную культуру, навешивая на неё ярлык «феодальный мусор».

Школы, которые должны быть местами для распространения знаний, использовались как поле боя в войне с праведным. История подобна волшебному зеркалу, в котором отражается любой обман. КПК боится самостоятельно мыслящих людей. Волшебное зеркало истории способно выявить прогнившую мораль КПК, её злобную природу и жестокость. Это также стало причиной, по которой КПК уничтожила традиционную китайскую культуру. На протяжении последних 60-ти лет КПК обманывала китайский народ и учащихся. В результате сущность традиционной китайской культуры, придающей особое значение добродетели и совершенствованию своего сердца, полностью исчезла.

В современном Китае студенты изучают лишь культуру КПК и её фальшивую историю. Всё то, что они слушают и читают, является ложью и пропагандой КПК, которая кричит на всех углах, что «мирное время» — это её заслуга. С начальной до высшей школы, любой студент, не ответивший на экзаменационный вопрос, используя один из шаблонных ответов КПК, не сможет набрать высокий балл. Любой, кто говорит правду, подвергается критике и репрессиям. Когда ложь повсюду, как может восторжествовать правда? Если независимого мышления не существует, то откуда могут взяться творческие способности и креативность?

Студентам невозможно развить независимое мышление и благородные добродетели в нынешних учебных учреждениях. Они лишь гонятся за баллами, а их целью обучения является подняться выше остальных. В подобных обстоятельствах как в них могут быть взращены выдающиеся качества, уже не говоря о самосовершенствовании, поддержании порядка в семье, управлении государством и мирном сосуществование со всеми.

Под контролем КПК образование в Китае сделало большой крен в сторону индустриализации, а студенты превратились в товар. Политики, которые никогда не обучались и не имеют каких-либо способностей, создают хаос. Они превращают школы в места распространения фальшивых теорий и собирают деньги. Таким образом, добродетель негде найти в таком обществе. Большинство людей преследуют одну цель — деньги.

Поэтому под управлением КПК невозможно взрастить таланты высокого уровня. Наоборот, в результате такого образования мышление множества людей было деформировано. Многие так называемые «эксперты» делают безответственные высказывания, потому что куплены КПК и служат её целям. Они стоят на стороне КПК и репрессируют хороших людей. В результате правда не может быть услышана, а мораль полностью утрачена в китайском обществе.

К счастью в этот критический период, когда моральные ценности исковерканы, широко распространяется Фалунь Дафа. Лишь за одно десятилетие более ста миллионов человек стали практиковать Фалунь Дафа и следовать принципу «Истина-Доброта-Терпение». Ещё больше узнали и поняли принцип воздаяния за добрые и злые поступки. Люди начали пробуждаться и возрождать традиционную культуру, утраченную так много лет назад, возвращаясь к совершенствованию своих добродетелей.

Художественная труппа Shen Yun Performing Arts с её безупречным благородством и чистой красотой возродила сущность китайской цивилизации, уничтоженной КПК. Успешные выступления Shen Yun в западных странах вызвали повышенный интерес к традиционной культуре Китая. Возможно, уже скоро китайцы, узнавшие правду и отвергающие партийную культуру КПК, вернутся к драгоценному традиционному культурному наследию, которое оставили им их предки. Кроме того, возможно, они станут совершенствовать свои сердца, следуя принципу «Истина Доброта Терпение». Великолепная традиционная культура Китая будет возрождена пробудившимся китайским народом и величественно засверкает своими красками.

Источник: en.minghui.org


Уважаемые читатели! Мы в социальных сетях:

https://telegram.me/yuanmingrussia — Телеграмм

https://www.facebook.com/yuanmingrussia/ — Фейсбук

https://vk.com/public194201714 — Вконтакте

https://ok.ru/group/57355097604114 — Одноклассники

https://www.youtube.com/channel/UC9TvY1tB-KYMZIvQeROsnqA — YouTube

https://zen.yandex.ru/id/5ec826d987eb5a1725e23a02 — канал Яндекс Дзен

https://twitter.com/yuanmingru — Твиттер

Ждём вас!

  • Мы в соцсетях

    мы в телеграм мы в ВКонтакте Одноклассники Мы в Youtube
  • Почему существует человечество? Почему творец хочет спасти всех живых существ
  • Фалунь Дафа семинар Шень Юнь
  • Остановить убийства людей ради их органов
  • Популярное

    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic