Китайские идиомы: погонять рысака плетью
Китайская идиома 快馬加鞭 (kuài mǎ jiā biān ― куай ма цзя бянь), которая переводится «погонять рысака плетью», происходит из рассказа о Гэн Чжу, любимом ученике великого китайского мыслителя Моцзы, который создал теорию о всеобщей любви (см. примечание 1).
Погонять рысака плетью. Иллюстрация: Yeuan Fang/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Гэн был очень способным молодым человеком и выделялся среди других учеников. Однако он не очень прилежно учился, и Моцзы часто ругал его. Гэн никак не мог понять, почему учитель иногда бывает таким строгим к нему. Однажды после того как Моцзы снова отругал его, Гэн спросил: «Учитель, действительно ли я не делаю ничего лучше, чем другие?»
Моцзы ответил ему вопросом: «Предположим, я собираюсь поехать в горы Тайхан, чтобы запрячь в повозку, у меня есть сильная лошадь и неповоротливый вол. Кого из них мне нужно выбрать, чтобы подгонять кнутом?»
«Конечно, лошадь!» ― уверенно ответил Гэн.
«Почему лошадь?» ― спросил учитель.
«Лошадь подгоняют, потому что она быстра и вынослива», ― сказал Гэн.
«Совершенно верно!» ― ответил Моцзы.
«Я также думаю, что ты способен на многое. Я ругаю тебя, потому что у тебя есть возможность добиться более быстрого прогресса и достичь ещё больших высот. Ты заслуживаешь поддержки и того, чтобы тебя учили и направляли», ― пояснил Моцзы.
Тогда Гэн понял, что учитель дорожит им и возлагает на него большие надежды. Он, наконец, осознал, что его учитель был уверен в нём, и он может стать ещё лучше.
С тех пор Гэн стал намного серьёзнее относиться к учёбе, стремясь к совершенству, он стал более трудолюбивым и добросовестным, и теперь Моцзы уже больше не нужно было убеждать его делать что-то ещё лучше.
Сегодня эта идиома используется для описания усилий, направленных на то, чтобы быстро развиваться и как можно скорее достичь успеха. Она также используется в качестве метафоры, когда говорят о том, кто прилагает большие усилия, чтобы непрерывно двигаться вперёд.
Наступающий год Лошади даёт нам очередной стимул, чтобы мы в новом году более усердно продвигались вперёд во всех наших достойных начинаниях.
Примечание
Моцзы жил примерно в то же время, что и Лао-Цзы и Конфуций. Он был одним из четырёх основных мыслителей периода Весны и Осени (770—476 до н. э.), а также периода Сражающихся царств (475—221 до н. э.).
Источник: epochtimes.ru