fbpx

Фалунь Дафа в мире

Каллиграф Ми Фу осмелился попросить каменную чернильницу у императора Хуэйцзуна

Фу (1051–1107 гг.) — это имя китайского каллиграфа и художника периода династии Сун, известного как Ми Фу. Ми Фу был выдающимся каллиграфом, художником и коллекционером искусства времён династии Сун.

Ми Фу считают одним из «Четырёх величайших каллиграфов династии Сун» наряду с такими знаменитыми каллиграфами как Су Ши, Хуан Тинцзянь и Цай Сян. (Источник изображения: Secret China)

Он был родом из города Сянъян, получил прозвище «Ми из Сянъяна», являлся потомком в пятом поколении, т. е. праправнуком основателя династии Сун, внёсшего огромный вклад в образование нового государства и создание новой династии. Ми Фу считают одним из «Четырёх величайших каллиграфов династии Сун» наряду с такими знаменитыми каллиграфами как Су Ши, Хуан Тинцзянь и Цай Сян. Он также был известным художником, коллекционером и ценителем культурных реликвий.

С детства Ми Фу рос очень умным, обладал удивительной памятью и проявлял большой интерес к искусству и письменности. Говорят, что с 6 лет он заучивал до ста стихотворений в день, запоминая их с первого раза.

Поскольку мать Ми Фу была кормилицей шестого императора династии Сун Шэньцзуна (1048–1085 гг.), император повысил Ми Фу до должности судьи в уезде Гуанг в провинции Гуандун.

Позже он занимал и другие должности, в том числе работал ревизором книг в императорской библиотеке, профессором каллиграфии и живописи военного губернатора Хуайяна. Он также был старшим учёным в Наньгуне, дворце ханьских императоров в Лояне и стал известен как «Ми Наньгун».

Ми Фу отличался свободолюбивым и независимым характером, не терпящим ограничений и не склонным следовать общепринятым нормам на официальной службе, что привело к трудностям в его продвижении.

Страстно увлекаясь каллиграфией, он уметь мастерски копировать разные стили и направления. Его стиль и мастерство каллиграфа, способность мазками создавать эффект, словно кончик кисти «выходит наружу», придавало письму энергию и живость.

Ми Фу всей душой любил каллиграфию. Он много учился и хорошо копировал различные стили. Больше всего он почитал известного каллиграфа Ван Сяньчжи (344 — 388 гг.) и Чу Суйляна (596-658 гг.), одного из четырёх выдающихся каллиграфов ранней Тан. Предполагается, что согласно текстуальному анализу, «Праздничный пост середины осени» Ван Сяньчжи является неполной копией «Декабрьского поста» Ми Фу.

В ранний период Ми Фу ещё не сформировал свой собственный стиль, и его называли «собирателем древних иероглифов». Он сам утверждал, что берёт лучшее из достижений разных мастеров и создаёт собственный метод, опираясь на их труды, тем самым утверждая свою уникальность: «Хороший каллиграф использует единую линию, а у меня их четыре».

Помимо традиционного написания «сцентрированный кончик» (направление кисти строго вертикально к бумаге) он применял «косой кончик» (приём, при котором кончик кисти отклонён по отношению к её оси), а также «спрятанный кончик», скруглённый конец (каллиграфический способ написания без острых углов). Ещё у него имеется «выступающий кончик» (способ написания черты в каллиграфии, при котором явно видно место касания кистью бумаги). Приём «четырёх сторон» (сы мянь) заключался во вращающемся кончике кисти, касавшемся бумаги под разными углами.

Ми Фу отлично владел различными стилями, такими как чжуаньшу (ныне применяется на печатях), лишу, кайшу, синшу и скорописью. Ми Фу стремился «посредством древнего создавать новое; посредством нового прозревать древнее». Ми Фу со всей страстью предавался каллиграфии. Его сын Ми Юрен (пейзажист династии Южная Сун) рассказывал: «Оригиналы каллиграфий династий Цзинь и Тан из коллекции отца каждый день лежали на его столе, и он изучал их, не выпуская из рук кисти».

«Надпись на белом шёлке из Шу», исполненные Ми Фу (источник фото: Национальный дворцовый музей)

До нас дошёл ряд каллиграфических работ Ми Фу, в том числе «Надпись на белом шёлке из Шу», «Свиток поэзии Сиси», «Свиток поэзии Хунсянь», «Книга стихов о многопейзажной башне» и т. д. Среди них «Надпись на белом шёлке из Шу» — шедевр ранних лет Ми Фу, где он свободно и без ограничений использовал свою кисть. Здесь форма написания иероглифов значительно варьируются, даже если она обозначает одно и тоже, благодаря вытянутости и наклону в вертикальном направлении, что создаёт впечатление более высокой и узкой формы.

«Надпись на белом щёлке из Шу» выполнена на тонком шёлке, сотканном в восточной провинции Сычуань в период правления императора Сун Жэньцзуна (1010–1063гг.). Этот шёлк используется исключительно для письма. Ми Фу написал восемь полных стихотворений на шёлковой ткани из Шу, хотя другие каллиграфы ранее писали на этом материале лишь несколько иероглифов. Эта работа сейчас находится в Национальном дворцовом музее в Тайбэе. Почта Китая выпустила каллиграфические марки, посвящённые этому произведению.

«Безумный и необузданный, любит камень до одержимости, поклоняется ему и теряет официальное положение»

Ми Фу имел характер независимый и странный, за что его называли «сумасшедшим Ми» или «странным Ми». Сохранились несколько анекдотов о нём.

Ми Фу был настолько увлечён коллекционированием и изучением камней, что современники прозвали его «одержимым камнями» или «фанатом камней». Однажды во время прогулки он наткнулся на странный камень, который так ему понравился, что Ми Фу ходил вокруг камня три дня, даже поставил палатку рядом, чтобы рассматривать его, не желая уходить.

Однажды на берегу реки Жусю необычный валун привлёк внимание Ми Фу во время его службы в должности инспектора военного округа Увэй Чжоу. В народе считали, что это волшебный камень, и не осмеливались к нему прикоснуться. Он приказал своим подчинённым войти в правительственное здание, «переодеться в церемониальный костюм и выйти поклониться камню», обращаясь к нему как к старшему брату. При этом сам Ми Фу произнёс: «Уже 20 лет как я хотел увидеть своего брата, жаль, что мы встретились поздно!» Впоследствии эта история получила широкую огласку, и поскольку речь шла об ущемлении служебного достоинства, Ми Фу был отстранён от должности.

Однажды Су Ши, знаменитый поэт, каллиграф и государственный деятель эпохи Сун, устроил банкет в Янчжоу, пригласив на него более десятка знаменитых учёных. Ми Фу тоже присутствовал на банкете. После третьего бокала вина, Ми Фу внезапно встал и спросил Су Ши: «Люди говорят, что я сумасшедший, что вы думаете по этому поводу? Я хотел бы услышать ваше мнение». Су Шу улыбнулся и ответил: «Я следую за народом». Все собравшиеся разразились дружным смехом.

Однажды император династии Сун Хуэйцзун приготовил хорошую бумагу и тушь и пригласил Ми Фу для написания иероглифов в зале Яолинь. Сам он спрятался за занавеской и стал наблюдать. С лёгкостью и большим артистизмом, подвязав рукава своего халата, Ми Фу приступил к написанию иероглифов. Он делал это настолько виртуозно и грациозно, что его линии напоминали извивающихся драконов и змей, словно летающих по бумаге.

Закончив писать, он обернулся и крикнул в сторону занавески: «Ваше Величество, получилось просто невероятно!» Император Хуэйцзун остался очень доволен и подарил ему кисти, тушь и каменную тушечницу (для растирания туши).

В другой раз император Хуэйцзун пригласил Ми Фу для письма на большом полотне. Ми Фу хорошо разбирался в чернильных камнях. Закончив писать, он взял в руки знаменитый чернильный камень и сказал императору: «Ваше Величество, я уже пользовался этим чернильным камнем. Я не могу его вернуть вам. Отдайте его мне!». Хуэйцзун громко рассмеялся и пообещал подарить тушечницу каллиграфу. Не обращая внимания на то, что на тушечнице ещё оставались чернила, он поспешно схватил её, забрызгав свою одежду.

Хуэйцзун однажды спросил его: «Сколько выдающихся каллиграфов есть в нашей династии?» После ответа Ми Фу тут же подверг критике знаменитых мастеров каллиграфии. Император Хуэйцзун, увидев его самонадеянность и высокомерие, остался недоволен. И снова спросил: «А как пишешь ты?» Ми Фу сказал: «Я пишу быстрой и выразительной кистью».

Слово «кисть» может показаться грубым, но это очень меткое описание, и оно полностью передаёт метод использования кисти. Техника нанесения каждого иероглифа требует такой же силы и точности, как нанесение краски на картину. Такой стиль письма передаёт мощную энергетику и выразительность произведения».

  • Мы в соцсетях

    мы в телеграм мы в ВКонтакте Одноклассники Мы в Youtube
  • Почему человечество — это общество заблуждения
  • Шень Юнь
  • Остановить убийства людей ради их органов
  • Популярное

    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic