Какое наследство оставлять своим детям
В Цзяфань, написанном Сима Гуаном (Sima Guang) (1019–1086 гг.) во времена династии Сун (960-1279 гг.), говорится:
«Все люди желают иметь хорошую жизнь для своих детей, но не многие могут обеспечить это».
Почему? Потому, что они верят, что только накопление больших богатств может принести пользу их детям. Даже если у них имеется много сбережений, они владеют всеми магазинами на улице, имеют амбары, наполненные зерном, или сундуки, наполненные сокровищами, они всё ещё думают, что этого недостаточно, и продолжают неустанно гнаться за вещами. Они думают, что богатство, которое они накапливают, будет оставаться вечно, и что они смогут жить спокойно.
Эти родители не знают, что более важно учить детей тому, как быть хорошим человеком и как управлять семьёй с помощью принципов и манер. Их невоспитанные дети быстро проматывают тяжело заработанное их родителями наследство. Они даже называют своих родителей глупцами, говоря, что они не знают, как наслаждаться жизнью, называют их дешёвками, и портят своих собственных детей.
Такие богатые, но избалованные дети, начинают с обмана и воровства, чтобы удовлетворить свою жадность. Если денег не хватает, они одалживают их, обещая вернуть, когда умрут их родители. В самом худшем сценарии, они не зовут доктора, чтобы он оказал лечение их родителям, когда они заболевают, а некоторые даже травят своих родителей, чтобы получить семейное наследство. Поэтому те, кто накапливают богатства для своих детей, не только поощряют их эгоизм и плохое поведение, но также навлекают смерть на себя.
Однажды жил человек, родившийся в деревенской семье. Он был очень жаден, несмотря на то, что получил большие богатства. Он дрожал за каждое зерно риса и кусочек ткани, закрыл под замок свои драгоценности и деньги, держа ключ в своих руках в течение дня, и спал с ним ночью. Позже, когда он был очень болен, его дети забрали ключ и украли все его драгоценности и деньги.
Когда он пришёл в себя и обнаружил, что ключ и деньги исчезли, он так разозлился, что сразу же умер. Дети не сожалели о его смерти, а начали бороться за наследство. Даже его незамужняя дочь покрыла свою голову, пошла в суд, чтобы сражаться за свою долю. Люди говорили об этом недостойном поведении, замечая, что с детства его детей учили только тому, чтобы гнаться за личными выгодами, и не обучали честности.
Деньги и имущество являются необходимыми для жизни, но человек не должен быть жадным. Как только кто-то приобретёт слишком много богатства, это станет для него грузом. Если детей учат быть хорошими, они, по крайней мере, смогут заработать достаточно, чтобы иметь обычную пищу и одежду, и не умрут от голода и мороза. Если детей плохо воспитывают, даже если их дома наполнены богатством, всё это бесполезно. Родители, которые накапливают большое богатство и передают это своим детям, не очень мудры.
Все мудрецы древних времён не заботились о том, чтобы их дети были богатыми или бедными. Почему они не оставляли много богатств своим детям? Потому что знали, что лучше оставлять своим детям благородство и строгие манеры. Дети благородных людей наследуют чистый характер и простой стиль жизни.
Шунь (Shun), древний император, живший более тысячи лет тому назад, родился в семье низшего класса, но он стал императором благодаря своему усердию в совершенствовании добродетели. Его дети наследовали благородный характер и правили страной длительный период времени, основав династию Ся (примерно с 2000 г. по 1766 до н.э).
Семья Чжоу начала накапливать добродетель с Хоуцзы (Houji), святого крестьянина, жившего боле четырёх тысяч лет тому назад. Она была передана Гунлю (Gongliu), великому внуку Хоуцзы, затем Чжоу Вэньвану (Zhou Wenwang), десятому поколению от Гунцзы, и наконец Чжоу Уваню (Zhou Wuwang), сыну Вэньвана (Wenwang), который победил династию Иньшан (Yinshang) (1766 г. до н. э. -1122 г. до н. э.), и основал династию Чжоу (1046 — 256 гг. до н. э.).
В «Книге Песен» (Шицзин, собрание 305 поэм и лирика, отредактированная Конфуцием около 600 года до н. э.) говорится:
«Чжоу Вэнван накапливал добродетель, придавал значение манерам и передал это своим детям. Это способствовало тому, что его страна была в безопасности, общество было стабильным, что помогало его детям управлять страной в течение более 800 лет. И даже их родственники процветали и создали небольшие государства по всей стране. Разве вы не можете сказать, что предки принесли своим детям огромную пользу?»