fbpx

Фалунь Дафа в мире

Как воспитать хороших детей?

С древних времён китайцы придавали большое значение семейной дисциплине и обучению. Такие известные учёные в истории, как Сыма Гуан, Оуян Сю и Чжу Си из династии Сун, Ван Фучжи из династии Мин и Чжэн Баньцяо и Цзэн Гофань из династии Цин, оставили свои семейные девизы, а также множество форм посланий и стихов о воспитании детей.

Фото: freepik.com

Семейные девизы прошлых поколений имеют одну общую черту, а именно, — все они делают упор на добродетель и воспитание морального облика в качестве основного элемента семейного девиза. Нам сегодня есть над чем задуматься.

Суть тысячелетнего семейного девиза: делать упор на добродетель и воспитывать нравственность.

Янь Чжитуй, китайский учёный, педагог, писатель, каллиграф времён империй Лян, Северная Ци, Северная Чжоу и Суй предостерегал своих потомков от того, чтобы они полагались на свою семью, от высокомерия и лени. Он написал 20 красноречивых сочинений, состоящих из 40 тыс. иероглифов в «Семейных наставлениях семьи Янь» в надежде на то, что они смогут продолжить семейные традиции.

Эти «семейные наставления» передавались по наследству в течение следующих 1300-400 лет и почитались как «прародители семейной дисциплины». Но кропотливые усилия Янь Житуя не прошли даром, и потомки семьи Янь были очень успешны. Его внук Янь Шигу стал университетским учёным, который участвовал в составлении «Ханьшу» (историческая хроника династии Хань с 260 г. до н. э. по 20 г. н. э. Входит в состав серии хроник «Эршисы ши»). В пятом поколении родились Янь Чжэньцин, известный учёный, и Янь Гаоцин, известный политик.

Чжу Си, великий конфуцианец династии Сун, отмечал в своём «Семейном девизе»:

«Я буду уважать тех, кто добродетелен, даже если они младше меня; и буду сторониться недостойных, хоть они и старше по возрасту».

Сказанное означает, что даже если добродетельный человек молод, он будет уважать его; недостойного человека, даже если он старше его, он определённо оттолкнёт от себя. Из этого видно, что Чжу Си придавал большое значение добродетели. По мнению Чжу Си, важность нравственного воспитания подобна «одежде для тела и пище для рта и желудка».

В период Троецарствия перед смертью, Лю Бэй, один из наиболее могущественных полководцев, напутствовал своего сына:

«Не оставляй безнаказанным доброе дело, и не оставляй безнаказанным злое дело».

Эта фраза означает, что ни одно доброе дело не будет слишком маленьким, чтобы принести пользу, и ни одно злое дело не слишком мало, чтобы причинить вред. Не думайте, что вы совершили добрые дела, и игнорируете маленькое зло — не будьте формалистом. Если игнорировать малые пороки и позволить им существовать и развиваться, со временем они могут стать великим злом. Если не контролировать себя в мелочах, можно изменить своим убеждениям. Только обращая внимание на детали и кропотливо работая над собой, можно достичь благородства и душевной чистоты.

Царь Чанг из династии Цин также предупреждал своих сыновей и дочерей в семейных правилах, чтобы они не забывали о праведности перед лицом выгоды, не были жадными и равнодушными к другим, лживыми и лицемерными, не были эгоистичными и корыстными, и не делали другим того, чего они не хотят себе, и т. д.

Все эти семейные девизы подчёркивают, во-первых, «воспитание морального облика», а во-вторых, «подготовку семьи», включая отношение к пожилым, детям, женам, братьям и слугам. Умение любить своих сородичей и место, откуда родом, определяет роль человека в большой семье. Выйдя за пределы родственных отношений, нужно готовиться стать чиновником в королевстве. Это также семейный девиз, который мы не смеем забывать, то есть следовать принципу «воспитания морального облика, подготовки семьи, управления страной и умиротворения мира», как подчеркивается в «Да сюэ», «Великое учение» (2-я книга конфуцианского «Четверокнижия»).

Наследие добродетели для потомков

Семейный девиз неоднократно повторяет, что дети и внуки усердно трудятся не для того, чтобы показать свою значимость, а чтобы почтить предков. Совершать больше добрых дел — значит «накапливать добродетель и оставлять её детям и внукам».

О второй важной составляющей семейного девиза — «трудолюбие и бережливость», — говорится в «Наставлении о бережливости для Кана» (прозаическое произведение, написанное Сыма Гуаном (司马光) для своего сына Сыма Кана (司马康).

В этом семейном девизе Сыма Гуан подчёркивает, что «легко перейти от бережливости к роскоши, но трудно перейти от роскоши к бережливости». Какой бы удачливой ни была семья, невозможно в каждом поколении быть высокопоставленным чиновником, не говоря уже о том, что сыновья из неуправляемых семей чаще всего разрушают семейное состояние, оставленное предками.

«Спесь и расточительство не допустимы, еду и кашу не так-то просто добыть. Всё имущество добывается тяжёлым трудом, его надо уметь хранить и беречь» — эти два предложения часто повторяются в «Семейном девизе Чжу Цзы» (также известном как «Афоризмы Чжу Цзы о семейном управлении») и все наставления состоят из слов «усердие и бережливость».

Хотя акцент делается на «бережливости», во многих семейных традициях не принято «завещать большое богатство будущим поколениям». Они считали, что это вредно и бесполезно для их детей и внуков, которые, получив богатство, утратят честолюбие.

«Я лишь надеюсь, что оставлю своим детям и внукам хорошие качества — честность и бережливость».

Девиз семьи неоднократно подчёркивает важность «уважения и спокойствия» — быть аккуратным в своих словах и поступках, быть щедрым и терпеливым, не создавать проблем.

Чжугэ Лян (китайский полководец и государственный деятель эпохи Троецарствия) в «Книге заповедей» написал:

«Спокойствия можно достичь путём самосовершенствования, бережливость основана на развитии добродетели. Надо быть равнодушным к своим амбициям, сохраняя спокойствие можно достичь далеко идущих целей», — говоря о возвышенной сфере, к которой больше всего стремится конфуцианство.

Настораживает и пугает, когда дети и внуки заносчивы и ленивы, агрессивны и безжалостны. В результате они вызывают ненависть и навлекают на себя несчастье. Характер, нравственные качества проявляются и в осторожности при выборе друзей, так как сыновья из богатых семей боятся пьяных и не общаются с вероломными, подлыми людьми или ведущими себя странно и т. д.

Среди множества семейных заповедей, хотя в них много говорится о «способах культивирования ци», не так много глав об учёбе. Многие часто советовали своим детям и внукам не обращать внимания на статус учёного. Лучше передавать семейную традицию упорного труда и спокойствия, а не стремления к славе и богатству. Они считали, что книги мудрецов необходимо читать для того, чтобы стать порядочным человеком, а не для того, чтобы стать богатым и влиятельным чиновником.

В главе «Обучение сына» Янь Чжитуй (531-591, учёный и литератор династии Северная Ци автор 颜氏家训) упоминает учёного династии Ци, который обучил своего семнадцатилетнего сына говорить на языке сянбэй и играть на лютне, и который гордился тем, что сын способен «служить государственным министрам и быть любимым всеми ими». По этому поводу Янь Чжитуй выразил своё неприятие.

В книге Ши Чэнцзина «Полное собрание семейных сокровищ» при династии Цин также говорится, что если человек учит своих детей и внуков «надеяться на будущее, в ожидании богатства и процветания», а затем тот становится чиновником и нарушает закон, в результате чего губит свою семью, а отец и дед несчастны, то дело не в том, что дети и внуки недостойны, а в том, что родители плохо их учили.

Очевидно, что «упор на добродетель и воспитание морального характера» был основным элементом семейной дисциплины во всех китайских династиях, и эти традиции не должны быть утрачены, их следует передавать и нести вперёд.


Уважаемые читатели! Не забудьте подписаться, чтобы не пропускать новые публикации.

https://t.me/yuanmingrussia — телеграм канал

https://vk.com/public194201714 — Вконтакте

https://ok.ru/group/57355097604114  — Одноклассники

https://www.youtube.com/channel/UC9TvY1tB-KYMZIvQeROsnqA  — YouTube

 

 

 

  • Мы в соцсетях

    мы в телеграм мы в ВКонтакте Одноклассники Мы в Youtube
  • Почему существует человечество? Почему творец хочет спасти всех живых существ
  • Фалунь Дафа семинар Шень Юнь
  • Остановить убийства людей ради их органов
  • Популярное

    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic
    pic