Древнекитайская философия Хуан-Лао
Одной из самых влиятельных философских школ мысли в китайской культуре была Хуан-Лао, что буквально переводится как «Жёлтый Император, Старый Мастер». Эта идеология была очень популярна в период ранней Хань II века до н. э.
Одной из самых влиятельных школ философской мысли в китайской культуре была Хуан-Лао, очень популярная в период ранней Хань II века до н. э. (Image: Screenshot / YouTube)
Хуан-лао
Хуан-Лао является производным от множества философий, которые смешаны вместе, чтобы создать практическую основу этической и духовной жизни. На самом деле именно эта практичность сделала Хуан-Лао очень популярным среди людей раннего периода Хань.
«Даосская философия Хуан-Лао представляла целостный подход. Она привила аспекты «Школы имён» и «Школы законников» к основному стволу даосизма, причём школа Инь — Ян обеспечивала структурные элементы, избегая при этом отрицания устоявшейся господствующей культуры, сохраняя акцент на образовательной этике конфуцианства. С прицелом на установление реалистичных ценностей и порядка, даосизм Хуан-Лао развился и превратился в весьма реальную и осуществимую систему политической философии», — говорится в докладе Фэн Цао из Китайского университета Жэньминь.
Документы, касающиеся Хуан-Лао, были обнаружены благодаря археологическим раскопкам 1973 года близ города Чанша на юге Китая. Исследователи нашли несколько старых текстов, в том числе четыре ранее неизвестных текста, которые позже были названы «Четыре классики Жёлтого Императора».
В одном тексте говорится, что это учение Жёлтого Императора. Это позволило историкам идентифицировать эти четыре текста, как излагающие философию Хуан-Лао. Хуан-Лао делает акцент на «естественном пути», где каждый компонент существования, от Вселенной до правительств, как полагают, имеет единую цель.
Документы, касающиеся Хуан-Лао, были обнаружены благодаря археологическим раскопкам 1973 года близ города Чанша на юге Китая. (Image: via pixabay / CC0 1.0)
«Естественный путь рассматривается как объективный принцип, существующий во всей Вселенной и управляющий Небом, Землёй и всеми существами, включая человека и структуру человеческого общества. Хотя путь невидим и не имеет протяжённости, он влияет на все жизненные процессы. В человеческом обществе Дао называется «естественным порядком», в политике — Фа, или «законом». Единство действия и Дао приведёт к единству со Вселенной. Такая ситуация объединит самое большое и самое маленькое, апогей и отмирание жизни и государства», — говорится на сайте «Знание Китая».
Хороший правитель, согласно Хуан-Лао, должен стремиться к единству с Дао и управлять своими подданными с помощью соответствующих наказаний и наград. Ожидается, что министры будут добросовестно выполнять свои обязательства. Общественность не должна быть обременена чрезмерными налогами.
В более поздний период Хань (с 25 по 220 год н. э.) Хуан-Лао начал интегрировать несколько суеверий, такие как жертвоприношения духам, изгнание духов, заклинания и т. д., и в итоге превратился в религию.
Даосизм
Философия даосизма, которую Хуан-Лао активно заимствует, популярна не только в Китае, но и в других частях Азии, таких как Япония, Корея и Вьетнам. Дао означает путь или способ. Даосские учения направлены на осознание того, что человеческая жизнь является очень маленьким аспектом более широкого процесса природы, и единственный способ жить разумно — следовать природному течению.
Согласно даосским учениям, единственный способ жить разумно — это совершать действия, соответствующие природному течению. (Image: via pixabay / CC0 1.0)
«Их [даосское] решение проблемы того, как должны вести себя люди, выражено в типично даосской доктрине „у-вэй“, или недеяние. Это не означало ничего не делать, но не делать ничего неестественного, ничего, что не соответствовало бы Дао. С учением о недеянии была связана идея отсутствия желаний, которая означала, что никто не должен иметь чрезмерных желаний, потому что такие желания неизбежно причиняют вред, как самому себе, так и другим», — говорится в «Азии для просветителей».
Даосы сосредоточились на принципе правдивости и стремились следовать по пути истины в своих словах и делах. Они избегали несдержанности ради самой сути. Основное направление передавалось только одному ученику, выбранному мастером на основе качеств характера и добродетели ученика. Даосы верили в сохранение равновесия на примере Инь — Ян.
Нарушение равновесия приводит к нежелательным ситуациям внутри человеческого тела и в обществе.
Источник: visiontimes.com